Зачем нужен регламент парковки электросамокатов

Как бороться с бардаком на дорогах и тротуарах

Несколько практических примеров

Недавно в Минске на улице Сурганова рядом с остановкой общественного транспорта наблюдала картину: посреди тротуара какие‑то негодяи бросили большое количество электросамокатов. Людям не пройти, а тем, кто еще предпочитает прокатиться на велосипеде, буквально пришлось выезжать на проезжую часть, чтобы объехать средства персональной мобильности. Это еще раз обнажило давно назревшую проблему: отсутствие конкретного регламента и правил, где можно парковать «железных коней», а главное — как наказываются нерадивые самокатчики.

Какие-то плохо воспитанные молодые люди попросту забаррикадировали электросамокатами тротуар на улице Сурганова. Разве установить их личности и примерно пожурить — сложное дело? Смотришь, и им и другим будет наука — стоит ли хулиганить на тротуарах и дорогах…

Сервисы кикшеринга в столице разрослись настолько, что электросамокаты теперь можно встретить на каждом углу. Пользователи, вопреки правилам, не всегда оставляют их в удобном для пешеходов положении. При этом мною увиденное не первая такая ситуация. Достаточно открыть интернет и посмотреть, что пишут неравнодушные граждане по этой теме. И реакция понятна. Людей сильно раздражают груды самокатов, брошенных как попало. Комментаторы жалуются на оставленные посередине тротуара СПМ, а также на то, что любители прокатиться с ветерком кидают их прямо на подходе к пешеходным переходам, преграждая путь, или в центре узких улочек, и, чтобы пройти, надо шагать по газону или вовсе выходить на дорогу. Кроме этого, нередко самокаты мешают содержанию и уборке улично‑дорожной сети.  
Потому увиденное на Сурганова — хорошая иллюстрация существующей проблемы с парковками самокатов и других средств персональной мобильности.
И вроде бы на первый взгляд кикшеринговые компании стараются таких ситуаций не допускать. Перед тем как взять в аренду самокат, человек скачивает приложение, через которое в самом начале поездок с ним заключается соглашение. Условия аренды, помимо всех нюансов использования СПМ, включают в себя и соблюдение правил дорожного движения. На них, кстати, даже ссылка дается. К тому же пользователь видит карту мест, где можно завершить поездку и припарковать самокат.
Однако проблема в том, что локация отдельно взятой парковки на карте, по которой система отслеживает положение самоката, отображается не конкретной точкой, а зоной. Поэтому брошенного посередине тротуара электроконя система может считать как завершение аренды. И тут уже не только вопрос в регламенте парковок, но и в поведении, уровне осознанности и ответственности самих пользователей.
Чтобы получить ответы на свои вопросы о самокатах на Сурганова, обращаюсь в две кикшеринговые компании по прокату, которые работают в Минске. Отправляю фото, где конкретно видны номера СПМ, по ним можно вычислить, кто последний раз на них катался. Хочу разобраться, какая судьба постигла тех, кто даже не задумался о том, будет ли мешать криво припаркованный электросамокат на тротуаре. Может, заблокировали или хотя бы дали штраф?

Но на том конце провода мне отвечают общей информацией, дескать, у каждого пользователя личный кабинет, где в том числе фиксируются нарушения. Санкции варьируются от предупреждений, если человек совершил подобное в первый раз, до материальной ответственности и блокировки аккаунта навсегда, если такое происходит систематически. 
Но конкретики о нерадивых ездоках никакой: «По этому случаю информацией поделиться не сможем...» Что ж, придется это сделать после публикации — в установленном законодательством порядке…
А как на подобные ситуации реагируют в ГАИ? Ведь совсем недавно, в сентябре, на общественное обсуждение был вынесен проект указа Президента, которым предусматривается внесение изменений в ПДД. От пешеходов было много предложений по парковке самокатов на тротуарах. В Госавтоинспекции говорят, что учли эти замечания и заложили в указ определенные положения, которые помогут упорядочить парковку самокатов. Но опять‑таки все еще никакой конкретики — ни ответственности за брошенные самокаты, ни регламента...

Вся эта ситуация говорит только об одном: как можно научить некоторых совсем не товарищей и показать им, что так делать нельзя, если все вокруг только пожимают плечами? Предупреждения и штрафы в приложении, судя по всему, на любителей СПМ совершенно не действуют, а блокировка пользователей приведет к тому, что нарушители будут кататься с профилей своих знакомых или вовсе зарегистрируют новый и все так же продолжат бессовестно бросать самокаты не пойми где. А может, если бы хоть раз тот самый ездок, который как попало бросил самокат, сам напоролся на их груду и получил травмы, то потом не рискнул бы их так оставлять? 
Представляется, решение кроется в том, чтобы на законодательном уровне ввести реальную ответственность за оставленные как попало средства персональной мобильности. А исполнителям обеспечить неукоснительное соблюдение этих норм. Нелишним будет обратить внимание на весь этот бардак и городским властям — ведь не только местные жители, но и туристы любят Минск за его аккуратность и чистоту…
gotovko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter