Сегодня обувь в Беларуси производят около 70 организаций. Женская, мужская, детская обувь, а еще валяная, производственная и специальная — всего на наших предприятиях ежегодно выпускается более трех тысяч моделей.
Иллюстративное фото
— Каждая пара соответствует требованиям международных норм и стандартов. Качество всегда было и остается в приоритете. Поэтому около 90 % от общего объема продукции — из натуральной кожи, — рассказывает начальник управления координации развития кожевенно-обувной отрасли концерна «Беллегпром» Оксана Лифанова.
Так, за прошлый год в стране выпустили 7,5 миллиона пар обуви. Но емкость отечественно рынка значительно выше — около 30 миллионов пар. На что делают ставку наши производители, чтобы сохранить и укрепить свои позиции на внутреннем рынке?
— Хорошую обувь определяет материал, из которого она изготовлена. Поэтому цель на текущую пятилетку — довести использование белорусского кожевенного сырья до более чем 50 %. Пока недостающие объемы импортируем из России. Что касается материалов деталей низа обуви, фурнитуры и других комплектующих, то помимо Союзного государства, они закупаются в Италии, Германии, Турции и, конечно, КНР. Китайский рынок предлагает широчайший ассортимент фурнитуры по весьма привлекательным ценам — там закупается весь мир, — отмечает Оксана Лифанова. — С другой стороны, мы, безусловно, держим курс на импортозамещение в тех сферах, где это целесообразно. На днях направили письмо в «Белнефтехим» о возможности производства полиуретановых композиций, термоэластопласта, термопластичного полиуретана и других материалов, применяемых для литья подошв и обуви.
Второй важный момент — освоение новых производственных ниш. Например, в этом году на «Белвесте» наладили выпуск обуви из этиленвинилацетата. В «Беллегпроме» отмечают, что сейчас имеет место смещение потребительского спроса с натуральной кожаной обуви на обувь из искусственных материалов. В первую очередь это связано с большим объемом потребления обуви для спорта и активного отдыха.
При этом белорусские производители практически полностью закрывают внутренний спрос на производственную и специальную обувь — более миллиона пар в год. Это один из значимых факторов промышленного суверенитета страны.
— Особое внимание уделяем и развитию собственной товаропроводящей сети, в том числе интернет-торговли. На сайтах есть вся нужная для покупателя информация — от цены до наличия конкретных моделей в нужном размере в тех или иных магазинах. Это удобно, — подчеркивает заместитель начальника управления внутренней торговли и выставочной деятельности «Беллегпрома» Алексей Ручанов.
Белорусская обувь — бренд, который любим и известен не только в нашей стране, но и за рубежом. Но это не значит, что в сфере легкой промышленности всё безоблачно.
— К сожалению, рынок стран СНГ «наводнен» дешевой обувью из стран Юго-Восточной Азии. При этом текущий уровень таможенных пошлин в нашем регионе не обеспечивает должного уровня защиты отечественных производителей — над этим еще предстоит поработать, — отмечает Алексей Ручанов. — Следствие дешевизны импортного товара — подавляющая его часть не соответствует установленным требованиям по качеству и безопасности. Особенно опасная ситуация складывается на рынке обуви для детей: практически весь импорт нарушает требования технического регламента Таможенного союза.
Но как это всё к нам попадает?
— Доля теневого экспорта обуви только из Китая в Кыргызстан и Казахстан ежегодно превышает два миллиарда долларов. Оттуда эта обувь попадает на крупные оптовые рынки в Москве, а уже через них к нам, — рассказывает Алексей Ручанов. — В последние годы новым вызовом для обувной отрасли стали популярные маркетплейсы. Увы, они не только стали одним из механизмов легализации незаконно ввезенной обуви, но и каналом беспошлинного допуска к электронной площадке непосредственно торговцев из Китая, что фактически сводит на нет все меры по тарифной и нетарифной защите внутреннего рынка СНГ.
Собеседник уверен, что защитить внутренний рынок от нечестной конкуренции и потребителя от обмана можно. Но это требует серьезных усилий:
— В первую очередь мы говорим о мерах по повышению таможенных пошлин, усилению контроля на границах стран и улучшению работы таможенных органов. Кроме того, не обойтись и без ужесточения административных мер против субъектов, которые нелегально ввозят импортную некачественную обувь, особенно для детей, — подчеркивает Алексей Ручанов.
Три года назад в Беларуси была введена обязательная маркировка обуви, но результаты пока не совсем те, на которые рассчитывали профессионалы отрасли.
— Работу маркетплейсов нужно поставить под реальный контроль государств СНГ с выполнением требований законодательства всех стран, где они присутствуют, — говорит эксперт. — Целесообразно ввести специальную таможенную пошлину на товары электронной торговли на маркетплейсах в размере 30 % от стоимости товаров, ввозимых из-за пределов ЕАЭС.
ЭТО ИНТЕРЕСНО
Не первый год на «Белвесте» идет внедрение роботизировано-аппаратных комплексов в рамках проекта по созданию новых производств, имеющих определяющее значение для инновационного развития страны.
— Результатом реализации этой инициативы станет создание уникального не только для стран ЕАЭС, но и для Европы и Америки производства в области обработки натуральной кожи и выпуска деталей обуви. Мы говорим как про передовое оборудование, так и про уникальные технологии, аналогов которым нет, — делится подробностями Алексей Ручанов. — Фактически уже сейчас обувь создают не просто без участия человека, но и с применением искусственного интеллекта и машинного зрения на определенных этапах. При этом в конечном результате потребитель никакой разницы не чувствует — для него это всё те же сапоги или ботинки из натуральной кожи, которыми всегда славилась наша страна.
Качество всегда в приоритете — эксперты рассказали, сколько и какие виды обуви выпускают в Беларуси
Фото:
Антон СТЕПАНИЩЕВ