На начало 2013 года в стране насчитывалось 82.900 особей дикого кабана. Сколько осталось? Перед ответом — картинка с натуры недельной давности. Гравийная дорога между полями, 300 метров от деревни Арпа в Вилейском районе. Из зарослей рапса выходит дикая свинья. Останавливается. Выжидает и лишь потом стремительно пересекает дорогу. Следом, через 15 секунд, появляется поросенок и в точности копирует действия самки: выходит, выжидает, перебегает. Это повторилось еще 8 (восемь!) раз. 9 поросят действовали, как обученные спецназовцы, хоть секундомер включай.
«Очень умное и осторожное животное!» — кратко комментирует сценку председатель Белорусского общества охотников и рыболовов Юрий Шумский. «Интеллектом» кабана отчасти и объясняется, что полностью извести его не удается. С другой стороны, считает собеседник, природа повышением плодовитости, возможно, компенсирует нанесенный популяции ущерб.
Признается, что многие охотники просто жалеют зверя и не берут в руки ружья. Усилия по искоренению кабана разделяют не все, и не только в нашей стране. В начале 2019 года против них выступили ученые Польши, где также ведется планомерная депопуляция кабана.
«Решение Правительства принято, и мы его выполняем, — констатирует Юрий Шумский. Последние данные корреспонденту «СБ. Беларусь сегодня» назвал начальник отдела охотничьего хозяйства Минлесхоза Александр Козорез. По состоянию на 1 марта популяция кабана составляла 2.340 особей, из которых к настоящему времени добыто 2.200.
На всю страну осталось полторы сотни голов? Тогда к чему новые стимулы? Ответ кроется, возможно, в словах Юрия Шумского: «В прошлом году в Верхнедвинском районе при подсчете сначала не обнаружили ни одного кабана, при повторном насчитали 10 особей, а в итоге добыли 170. Это возле границы с Латвией и Россией: перемещение кабана прогнозировать трудно».
Иначе говоря, полную победу праздновать рано.
ponomarev@sb.by