«Мудрый народ учится на чужих ошибках».
В Год исторической памяти «распоряжением Главы государства 4 февраля 2022 года был создан Республиканский совет по исторической политике при Администрации Президента Республики Беларусь». Это все, полагаю, что нужно знать желающим проявить себя в интернете на ниве латиницы, топонимики, увековечения памяти и прочих серьезных вещей, на которых хайп сорвать легко, а вот работать над которыми трудно.
Есть предложение, руки чешутся аж кушать не могу? – формулируй и письменно в одну из комиссий Совета подавай. И все, и иди работай дальше. Ибо «каждый должен заниматься своим делом» (А.Лукашенко). А Совет по исторической политике есть «форма общения государства с народом» (И.Сергеенко). Что еще непонятно?
И точно так же нужно вести себя по отношению к любой другой, создаваемой государством, комиссии.
Однако давайте попытаемся посмотреть и с другой стороны. Эпиграф читали? Вот так и попробуем.
«Мова там, где бедность, нищета и упадок», - писал львовский журналист Глеб Ляшенко. С ним можно не соглашаться, на Украине вообще принято сначала эпатировать публику, чтобы потом эпатировать еще раз. И тем не менее, вот мнение местного жителя.
«В Киеве вас никогда не встретят на мове в «Авалоне» [ресторанные комплекс] или «Карибиане» [один из самых старых клубов], персонал говорит исключительно на русском. Ни в одной частной клинике к вам не обратятся на мове. Ни в одном солидном бутике вы не услышите мову из уст продавца-консультанта».
Хотел он того или нет, но журналисту нехотя вторил музыкант Олег Скрипка: «Если бы Путин сейчас на нас не напал, я украинцам дал бы еще 20-30 лет существования, как народу. Знаете, как когда удав глотает целого кролика он растворяется желудочным соком? Так же Россия растворяла нас. По факту мы были уже наполовину растворенными, потому что Киев был русскоязычным и для меня это означает, что они нас уже почти переварили».
Переваренному творцу было нормально разговаривать о своих гонорарах на русском, катаясь по российским (да и белорусским) гастролям. Вовсю шпарить по-русски на концертах и в телепрограммах, переходя на мову лишь для демонстрации колорита и самобытности. Но об этом одинокий вопль видоплясова не упомянул. Видимо, память уже разъело желудочным соком. «И родина щедро / Поила меня…»
Куда серьезней своему земляку возражал мэр Львова Андрий Садовый: «Прийшли скарги на два моi дописи у фейсбук: москаль не хоче, щоб його називали москалем. Але ми ж знаэмо, що наша русофобiя все ще недостатня».
Что на самом деле есть у каждой лембергской (львовской) садовой головы? То, что принесли австрияки, имперцы. То, что принесли ляхи с мечтами о Речи Посполитой. То, что освободили и вернули галичанам русские. И своя русофобия.
Их, галичан, освободили, их цивилизовали, их, в конце концов, обули-одели и обучили. И они этого, разумеется, не простят.
«Зато в МакДональдсе – мова! – продолжал наблюдение львовский журналист. – На борщаговском базаре [в Киеве] – мова! На Майдане – мова!»
И тут нельзя не согласиться, тем более что возражать нечему.
Если ты бандеровец садовый, если на тебе все, кто заплатил, могут играть, как на скрипке, то справедливыми кажутся слова львовянина Ляшенко: «Мова там, где село, рагули и разруха».
Потому как променять добрососедство на русофобию… добровольно выкинуть мировой язык, доставшийся тебе даром… ну, и кто ты после этого?
Справжній бандерівець. Который воюет не только с войсками, но и с собственной культурой: «Триває дерусифікація: станом на листопад минулого року в публічних бібліотеках близько 19 млн примірників книг було списано, з них приблизно 11 млн російською мовою».
Что будет дальше, можно наглядно увидеть поблизости.
Я не знаю, велик ли был такой народ – эсты. Что у них была за вековая культура, каких высот они достигли в достижении собственной государственности (спойлер: никаких). Интересно другое: в России бьет кассовые рекорды фильм «Чебурашка». В ответ на это «В Эстонии в прокат выходит мультфильм про какашку. «Какашка, весна и другие» — полнометражный анимационный фильм по мотивам произведений Андруса Кивиряхка «Весна и Какашка» и других».
Это ж не шутка, это эстонская явь. Вернее, морок. Который неуклонно, неостановимо опускается и на всех прибалтов, и на украинцев. «Как пишут эстонские СМИ, эта история [история про какашку] затрагивает такие вневременные темы, как дружба, любовь, тоска, семья».
Вот, собственно, и все. Хотите заменить культуру быдлячеством? Посмотрите на соседей снизу. Хотите неонацизм и средневековье? Посмотрите и на соседей сбоку. Хотите, чтобы про дружбу и любовь вам и вашим детям рассказывала какашка? Тоскуя о несбывшейся семье?
Не хотите? Ну, так не делайте своих ошибок. Учитесь на чужих. Да, они дурно пахнут. Но от вас, если соберетесь повторить, будет вонять не лучше.
Уж простите, накипело.