В Беларуси законодательство в сфере обращения с отходами постоянно совершенствуется. С 6 октября этого года вступает в силу новая редакция Закона «Об обращении с отходами», подготовленная с учетом практики правоприменения, а также существующих проблемных вопросов в этой сфере. 2 октября на пресс-конференции в Доме прессы специалисты рассказали о принятых изменениях.
Иллюстративное фото
Документом уточнены основные принципы и направления государственной политики в этой сфере. В новой редакции закона выстроены четкие приоритеты работы в соответствии с общепризнанной международной иерархией обращения с отходами. Акценты — на предотвращении образования отходов и уменьшении объемов их образования, их использование, обезвреживание и захоронение.
— Введен альтернативный термин «утилизация». В рамках таможенного законодательства ЕАЭС он добавлен еще и для того, чтобы синхронизировать наши законодательные базы, регулирующие эти вопросы, — отметила начальник главного управления регулирования обращения с отходами, биологического и ландшафтного разнообразия Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ольга Сазонова. — Также в документе уточнены субъекты хозяйствования, для которых раньше были предусмотрены исключения в части соблюдения общих требований законодательства при обращении с отходами.
Речь идет о том, что для индивидуальных предпринимателей и микроорганизаций ранее были предусмотрены отдельные льготы или права. Например, не назначать должностных лиц, ответственных за обращение с отходами, не разрабатывать и не утверждать инструкцию по обращению с отходами производства. Также они были освобождены от ведения учета и проведения инвентаризации отходов. При этом требование обеспечивать раздельный сбор отходов и последующего их экологически безопасного обращения было сохранено даже для ИП и микроорганизаций.
— Были случаи, когда индивидуальные предприниматели занимались использованием, обезвреживанием и захоронением не только тех отходов, которые образовывались у них, но и принимали в том числе отходы сторонних организаций. В новой редакции закона мы уточнили перечень субъектов, которые могут воспользоваться этой льготой. И эта норма не распространяется на ИП и микроорганизации, которые выполняют заготовку, сортировку, использование, обезвреживание, захоронение или долговременное хранение отходов. Как только индивидуальный предприниматель начинает оказывать услуги в сфере обращения с отходами, то, соответственно, он должен разрабатывать инструкцию и весь перечень необходимых документов. Также от обязанностей вести учет отходов и проводить их инвентаризацию освобождены только ИП, — пояснила представитель Минприроды.
Она также рассказала про исключение необоснованного посредничества между субъектами хозяйствования при совершении сделок с отходами:
— Мы предполагаем, что это позволит снизить вероятность попадания отходов в окружающую среду. В предыдущей редакции закона была предусмотрена возможность передачи отходов посредникам.
Изменились и нормы, касающиеся «безхозяйных» отходов. Новой редакцией закона определено, что отходы, найденные на земельных участках, считаются собственностью землепользователей этих участков и они обязаны обеспечить их сбор и удаление, а также принять иные меры по предупреждению их вредного воздействия на окружающую среду, здоровье людей, имущество.
— В случае выявления производителей отходов, разместивших их на земельных участках, им не принадлежащих, они убирают эти отходы, принимают другие меры по предупреждению их вредного воздействия либо возмещают стоимость таких работ землепользователям, — сообщила Ольга Сазонова.
Она добавила, что указанные изменения позволят не только усовершенствовать саму систему регулирования вопросов обращения с отходами, но и повысить эффективность обращения с отходами, в частности увеличить уровень их использования.
— Наша основная цель, помимо предотвращения образования отходов, — это максимальное вовлечение отходов в гражданский оборот, — подытожила специалист.
semenkova@sb.by
semenkova@sb.by