Работа, соревнования, экскурсии — чем живут бойцы республиканского трудового проекта «Автозаводец-2022»

Из аудитории — на завод

От слесаря-сборщика механосборочных работ до водителя: бойцы республиканского трудового проекта «Автозаводец-2022» не только успешно справляются с работой на главном сборочном конвейере МАЗа, но и осваивают востребованные на предприятии профессии

Обменять лето у речки на трудовые будни? Легко. Именно так выстраивает свои каникулы все больше студентов, записываясь в стройотряды. Особенно когда на них находится время и для дела, и для отдыха. Например, в таком масштабном трудовом проекте, как «Автозаводец-2022». Корреспонденты «Р» направились на Минский автомобильный завод, чтобы убедиться в этом лично.

Азы профессии осваивают студенты БРУ Даниил МАРТЮЧЕНКО и Данила ЖДАНОВИЧ.

Прийти, чтобы остаться

Через проходную движемся в сердце завода — механосборочный цех. Здесь на главном сборочном конвейере, который, кстати, занимает на предприятии одну из самых больших площадей, можно пошагово увидеть, как из отдельных элементов собирается готовая машина. Такая, какую мы привыкли видеть на улицах города, стройках и других объектах. На раму автомобиля как на нитку с бусами постепенно «нанизываются» мост, оси, двигатель, кабина. Завод гудит, как живой организм. На сборке — преимущественно мужчины. Много молодых лиц. Это в том числе и те самые студенты-«новобранцы», которые прибыли к месту работы на смену в два месяца.

Непосредственно в этом цеху — 32 человека из 111. Ребята, признаются старшие коллеги, органично вписались в коллектив МАЗа. Курирует их, да и в целом работу всего цеха сборки автомобилей, его начальник Павел Жамойдин. Специалист работой новичков не только доволен, но, признается, с радостью видел бы многих из них в будущем сотрудниками предприятия. Кстати, некоторые действительно остаются. Как, например, комиссар трудового проекта «Автозаводец-2022» Алексей Бочко. Выпускник Полоцкого государственного университета по специальности «производство изделий на основе трехмерных технологий» имеет четырехлетний студ­отрядовский стаж. И в этом году ему посчастливилось попасть на МАЗ, куда уже в августе придет молодым специалистом.

В цеху сборки автомобилей-4 трудятся 32 из 111 бойцов «Автозаводца-2022». В их числе студент БГСХА Юрий БОРТИК.

Важность подобного знакомства с предприятием как перспективу подбора надежных кадров отмечает и заместитель директора по социальным вопросам и идеологической работе, секретарь первичной организации ОО «БРСМ» МАЗа Алексей Ламекин:

— Мы ждем, что ребята не просто придут к нам поработать на лето, но и в будущем вернутся сюда молодыми специалистами. Кто-то будет слесарем механосборочных работ, кто-то маляром, а кто-то инженером, экономистом. У нас ежегодно трудятся студенческие отряды профильных вузов. В их числе БНТУ, Минский государственный автомеханический колледж, Белорусская государственная академия авиации и другие. В этом году у нас уже отработали около 200 бойцов студотрядов. Традиционно около 10 процентов тех, кто когда-то пришел к нам поработать на лето, потом возвращаются, чтобы трудоустроиться. Они все здесь знают, всех знают, а также увидели, что молодежь здесь ценят. 

Заряжены на позитив

Помощь студотрядов оказалась нелишней, говорит Павел Жамойдин: 

— Ребята работают на сборке автомобилей. У меня в цеху 32 человека. Помощь оказывают хорошую. С задачей справляются. Серьезные, ответственные. Сейчас здесь происходит закладка рам, мостов, осей. Видите, это — рама автомобиля, на которую сейчас будет опускаться мост. 

Но не нужно думать, что прямо из аудитории можно запросто попасть к конвейеру. Этому, объясняет Павел Жамойдин, предшествует обязательное обучение: 

— Неделю-полторы молодой человек учится — узнает все операции, последовательность процессов. И только потом получает допуск на конвейер. 

Мастер производственного трудового проекта «Автозаводец-2022» Иван Русин убежден: работа в студотряде — это и есть правильный летний отдых.
Студотряды, рассказывает начальник цеха, работают на предприятии каждый год. Но вот столь масштабный производственный трудовой проект проходит впервые. И это прекрасная возможность для многих ребят познакомиться с серьезным технологическим процессом, внести свой посильный вклад в создание техники, в том числе импортозамещающей. 

Довольны и сами ребята. Мастер производственного трудового проекта «Автозаводец-2022» Иван Русин в студотрядовском движении уже второй год. Студент 4-го курса Белорусско-Российского университета в роли мастера находится впервые. В прошлом году принимал участие в проекте ЗАО «Атлант». О работе в отряде говорит с воодушевлением: 

— Мы сейчас работаем полную восьмичасовую смену. Положительных эмоций добавляет участие в культурно-спортивных мероприятиях. Ребята заряжены позитивом.

Отдых — это не просто лежать на кровати

До 26 августа в течение двух месяцев жизнь молодых людей из «Автозаводца-2022» приближена к трудовым будням. Все ребята (независимо от географии) живут в общежитии на улице Октябрьской, самостоятельно добираясь на работу. Из приятных бонусов — горячее питание и в общежитии, и на предприятии. А также возможность не только посещать спортивный комплекс МАЗа, но и участвовать в обширной культурно-спортивной жизни. Например, недавно для студотрядов прошел конкурс отрядных визиток, школа гитаристов, поскольку гитара, признаются они сами, и студотрядовская жизнь — вещи неразделимые. Состоялись соревнования по футболу, гиревому спорту. Когда ты занят 24 х 7, то и скучать некогда, говорят ребята. 

На заводе у молодых людей есть возможность освоить сразу целый ряд профессий — это слесарь-сборщик механосборочных работ, оператор ЭВМ, водитель и другие. Работа нравится. На вопрос о том, не хотелось ли эти два месяца отдыхать, а не работать, Иван Русин улыбается:

— Так мы сейчас и отдыхаем. Отдых — это же не просто лежать на кровати. То, что для нас организовали, это фактически пионерский лагерь, только для взрослых. Всем нам еще хочется немного побыть в детстве. А культурно-спортивные мероприятия такую возможность нам дают. Походы в театр, экскурсии, конкурсы, соревнования.

Ребята, признаются старшие коллеги, органично вписались в коллектив МАЗа. У конвейера студент БГСХА Вадим СЕЛИХАНОВ.

Однокурсник Ивана Роман Караевский в этом году возглавил штаб производственного трудового проекта «Автозаводец-2022». Новый уровень добавил ответственности студенческой работе, признается командир отряда:

— В прошлом году я был обычным бойцом, после чего объездил немало мероприятий и школ белорусских студенческих отрядов. В итоге мне предложили возглавить проект. И это большая ответственность. Но как показывает практика, мы справляемся. Наш штаб очень сплочен, и мы готовы к любым трудностям. 

По словам Романа, бойцы отряда — открытые, активные. Особого приглашения им не требуется — во всех мероприятиях участвуют охотно. Не так давно «Автозаводец» посещал Театр-студию киноактера, участвовал в конкурсе отрядных визиток, агитплакатов, в турнирах по стритболу, дартсу, гиревому спорту.

На заводе с удовольствием многих ребят видели бы в будущем сотрудниками предприятия. Азы профессии осваивают студенты БРУ Даниил МАРТЮЧЕНКО и Данила ЖДАНОВИЧ.

Говоря о будущем, Роман Караевский признается: с удовольствием примет участие в трудовом проекте на МАЗе и в следующем году. И в принципе задумывается о том, чтобы связать с ним судьбу в будущем:

— Это престижно — работать на таком масштабном производстве. А молодых специалистов сейчас везде ценят.

КОМПЕТЕНТНО


Дарья ТИМОФЕЕВА, заместитель директора по социальным вопросам и идеологической работе — начальник Департамента социального развития и корпоративной культуры МАЗа:

— Сегодня в управляющей компании холдинга работает около 2,5 тысячи молодых людей в возрасте до 31 года. Это приблизительно 16 процентов от всего коллектива. Ежегодно на предприятие приходит около 500 молодых специалистов. Но поскольку основной наш контингент — это молодые мужчины призывного возраста, мы предусмотрели для них бонусы по возвращении из армии. С сентября прошлого года ввели премирование для тех, кто продолжает с нами трудовые отношения. За каждый год их продления выплачивается тысяча рублей. Но, конечно же, при досрочном расторжении контракта эти деньги придется вернуть. Считайте сами: пять лет — пять тысяч рублей. Мы посчитали, что одно дело — дополнительные надбавки за ежедневную работу, а другое, когда ты видишь причины закрепиться. 

Все молодые иногородние специалисты обеспечены жильем на сто процентов. Общежитий у нас достаточно, многие в шаговой доступности, что тоже немаловажно. Вопрос пока есть по семейным общежитиям, но мы над этим работаем. В этом году будет построен новый дом, где есть квота для молодых семей и молодых специалистов. 

arteaga@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter