Хроника освобождения белорусской столицы глазами участников

Июль, принесший Cвободу

3 июля — сакральная дата в истории нашей суверенной страны и ее столицы. Начавшаяся 29 июня 1944 года Минская операция, в ходе которой войска 3‑го и 1‑го Белорусских фронтов в сходящемся направлении нанесли удар по противнику, позволила совместно с войсками 2‑го Белорусского осуществить освобождение Минска — важнейшего стратегического узла обороны фашистов на западном направлении. 3 июля 1944 года разрушенная, но несломленная столица Советской Белоруссии была очищена от врага.

Площадь Ленина. Минск, июль 1944 г.

«Решено ускорить движение»

О тех событиях написаны сотни книг и тысячи статей. Дадим же слово их непосредственным участникам. В книге «Освобождение Белоруссии и Украины» маршал Георгий Жуков писал: «По данным белорусских партизан, действовавших в районе Минска, нам стало известно, что сохранившиеся в Минске Дом правительства, здание ЦК партии Белоруссии и окружной Дом офицеров спешно минируются и готовятся к взрыву. Чтобы спасти эти крупнейшие здания, было решено ускорить движение на Минск танковых частей и послать вместе с ними отряды разминирования. Цель заключалась в том, чтобы прорваться в город, не ввязываясь в бои на подступах, и захватить эти правительственные здания».

Как это было, Маршал Победы конкретизировал в своих «Воспоминаниях и размышлениях»: «На рассвете 3 июля 2‑й гвардейский танковый корпус А. С. Бурдейного ворвался в Минск с северо-востока; севернее Минска подошли части 5‑й гвардейской танковой армии. С юго-востока в город вступил 1‑й гвардейский танковый корпус 1‑го Белорусского фронта под командованием генерала М. Ф. Панова. Вслед за танковым корпусом М. Ф. Панова к окрестностям Минска подошла 3‑я армия генерала А. В. Горбатова. В то же время наши войска вышли юго-западнее и северо-западнее Минска, отбрасывая на запад подходившие резервы противника».

Триединый прорыв

Успеху наземных войск во многом способствовала 4‑я воздушная армия, летчики которой уничтожали живую силу и боевую технику противника, мосты и переправы на его пути. Стремительное преследование врага на параллельных маршрутах позволило войскам Белорусских фронтов упредить немцев. Темпы советского наступления (20 — 40 километров в сутки) были намного выше, чем темпы отхода немецко-фашистских войск. Одним из первых в Минск ворвался взвод старшего лейтенанта Колычева.

СПРАВКА «СБ»
Н. Колычев.

Николай Иванович Колычев родился 3 ноября 1918 года в деревне Палимовка Куйбышевской области, в 1939 году ушел в армию. Участник Великой Отечественной войны с 1941 года, он воевал на Брянском, Юго-Западном, Сталинградском, Западном и 3‑м Белорусском фронтах. Войну герой закончил за Кенигсбергом. Умер 6 ноября 2000 года. Имя его было присвоено комсомольско-молодежной бригаде модельного цеха Минского тракторного завода.
Именно его взвод в 6 часов утра ворвался в разрушенный город, а уже час спустя восточная часть Минска была очищена от гитлеровцев. Противник отошел за Свислочь (в районе современного цирка) и готовил к взрыву ближайший мост. Старший лейтенант Колычев приказал автоматчикам переправиться на противоположный берег и прикрыть работу саперного отделения по разминированию, тем временем танки развернулись на берегу и открыли огонь по вражеским огневым точкам. Захватив мост, взвод переправился на правый берег реки. Преследуя отступающего врага, взвод гвардии лейтенанта Колычева уничтожил и пленил свыше ста гитлеровцев, захватил несколько тяжелых орудий противника.

Навечно вписаны в хронику освобождения Минска и многие другие имена. Совершая рейд по лесам и болотам в тылу противника и не ввязываясь в затяжные бои, 4‑я гвардейская танковая бригада полковника Олега Лосика, входившая в 2‑й гвардейский танковый корпус, опередила главные силы отступающих немцев. 2 июля 1944‑го в районе Острошицкого Городка разгорелся жаркий бой, который длился несколько часов. Кроме того, вспоминал генерал Алексей Бурдейный, жаркий бой разгорелся на рубеже Королев Стан — Городище — Старина — Волма: «Противник встретил нас сильным огнем и поджег несколько танков 4‑й гвардейской танковой бригады. Командир бригады полковник Лосик, молодой и энергичный офицер, принял смелое решение: несмотря на огромную усталость танкистов и уже наступившую темноту, атаковать и разгромить противника на этом рубеже и не дать ему возможности закрепиться восточнее Минска. В 23 часа 4‑я гвардейская танковая бригада атаковала гитлеровцев в Городище и почти полностью их уничтожила. Теперь дорога на Минск была открыта».

СПРАВКА «СБ»


А. Бурдейный. Май 1945-го.
Командующему 2‑м гвардейским танковым корпусом Алексею Семеновичу Бурдейному на момент освобождения Минска было всего 35 лет. Он родился 18 октября 1908 года в украинском Житомире, в 1932‑м окончил Саратовское бронетанковое училище. После войны Алексей Бурдейный — помощник, заместитель и первый заместитель командующего войсками Краснознаменного Белорусского военного округа, с 1963 года — начальник Центрального автотракторного управления Министерства обороны СССР. В 1970 — 1973 годах — представитель Главнокомандующего Объединенными вооруженными силами государств — участников Варшавского договора в ГДР.
4‑я гвардейская танковая бригада полковника Лосика наступала вдоль шоссе Москва — Минск с выходом в район обсерватории; 25‑я бригада полковника Булыгина — от деревни Скураты с выходом на шоссе Логойск — Минск, 26‑я бригада полковника Нестерова — вдоль железнодорожной линии со стороны Слепянки.

Фроликов против «Фердинанда»

Экипажи боевых машин заправили танки горючим, запаслись боеприпасами. Пять боевых машин под командованием заместителя командира батальона гвардии капитана Павла Коровникова были выделены для проведения разведки боем и выявления системы обороны противника. Основой разведгруппы был взвод гвардии младшего лейтенанта Дмитрия Фроликова. Рано утром 3 июля примерно в 7 километрах от города танки разведчиков на большой скорости двинулись к Минску. В бою на улицах города танковый экипаж Дмитрия Фроликова уничтожил самоходное орудие «Фердинанд», два зенитных орудия, противотанковую пушку.
Эфир огласила радиограмма: «Я — Фроликов! Нахожусь на северо-восточной окраине Минска! Оборонительные позиции заняты противником не полностью. Продолжаю выполнять боевую задачу!»
Дмитрий Фроликов — в центре — и его героический экипаж.

За танком Фроликова в город ворвались машины командиров других рот. Преодолев препятствия, в город вслед за танкистами вошел 2‑й батальон 673‑го стрелкового полка 220‑й стрелковой дивизии, очистил от врага пространства от обсерватории до Комаровской (ныне Якуба Коласа) площади, а также здания Дома Красной армии и Дома правительства, захватил железнодорожный вокзал, склады продовольствия и военного имущества противника.
МИНСКИЙ КОТЕЛ

Минский котел существовал с 3 по 11 июля 1944 года, когда восточнее белорусской столицы, между современными Московским и Могилевским шоссе, попала в окружение 105‑тысячная группировка немцев — 18 дивизий. Впервые в наступательных действиях Красной армии противник был окружен и разгромлен в результате параллельного и фронтального преследования на глубине 200 — 250 километров от переднего края его обороны. В Минском котле, узловыми точками которого можно назвать современный поселок Сосны, а также Смиловичи и Обчак, погибли более 72 тысяч немецких солдат и офицеров. Многие же из 35 тысяч попавших в плен под Минском (среди которых было 12 генералов вермахта) стали участниками уникального «парада побежденных», проведенного в Москве 17 июля 1944 года.

Минская наступательная операция 28 июня — 4 июля 1944 г.

Общенародный подвиг

Большую помощь наступавшим войскам оказывал весь белорусский народ, и прежде всего партизаны. В конце июня ЦК КП(б) Белоруссии обратился к населению со специальным воззванием, призывающим всячески помогать Красной армии: «Бейте отступающих немцев всеми средствами, разрушайте пути отступления немецких войск, истребляйте команды поджигателей, спасайте население от истребления, а деревни и города от разрушения».

Отвечая на этот призыв, партизаны захватывали переправы на реках, населенные пункты, перерезали пути отхода противника, подрывали рельсы, устраивали крушения поездов. На Березине в районе деревень Брод и Синичино партизанская бригада «Железняк» удерживала плацдарм шириной 17 километров, помогала войскам сооружать переправы, которыми воспользовалась 35‑я гвардейская танковая бригада генерала Ази Асланова. Партизаны выводили передовые отряды фронтов на перехват отступавшего противника, сообщали советскому командованию о всех передвижениях врага, захватывали языков и штабные документы, не раз срывали угон мирных людей в Германию.
СУДЬБЫ

Дмитрий Фроликов до Дня Победы не дожил. Он пал смертью храбрых в бою 2 февраля 1945 года и похоронен в литовском городе Кибартай. В 1947‑м скончался Василий Глаголев.

Алексей Бурдейный и Олег Лосик стали почетными гражданами Минска, постоянно участвовали в праздничных мероприятиях города. Именно Алексею Семеновичу Бурдейному выпала честь 3 июля 1961 года зажечь Вечный огонь у обелиска Победы в Минске. Наша газета писала об этом: «У подножия величественного памятника-обелиска воинам Советской армии и партизанам Белоруссии, погибшим в годы Великой Отечественной войны, строители к этому дню положили гранитную плиту. В центре ее устроен светильник… Право зажечь Вечный огонь предоставляется начальнику Минского гарнизона Герою Советского Союза генерал-полковнику А. С. Бурдейному… Мгновение — и вспыхивает пламя. Оркестр играет глинковское «Славься» и популярную советскую песню «Широка страна моя родная».

Дожил Алексей Бурдейный до апреля 1987 года. В августе 2012‑го ушел из жизни Олег Лосик…
Иными словами, противостояли всеми силами геноциду белорусского народа. Позже генерал Алексей Бурдейный напишет в своих воспоминаниях «Освобождение Минска»: «Нам сильно помогали партизаны, особенно 1‑я Минская партизанская бригада. Она всячески содействовала танкистам в быстрейшем преодолении заболоченных, труднопроходимых лесов южнее автомагистрали Борисов — Минск».

Встреча освободителей.

Минские дошли до Берлина

Дожившие до знаменательного дня горожане устроили грандиозную встречу освободителям. Одно из военных донесений гласило: «Танки были больше похожи на огромные букеты цветов, а не на грозные боевые машины». Ровно в 22 часа в честь освобождения Минска небо Москвы озарили оранжево-зеленые и красные огни ракет, раздался могучий залп из 324 орудий. В июльском небе 24 раза полыхали огни славы и почета в честь доблестных освободителей столицы советской Белоруссии.


Вскоре было завершено окружение основных сил 4‑й германской армии — около 105 тысяч гитлеровцев. К 12 июля группировка была ликвидирована. За умелые и героические действия в ходе Минской операции 1944 года 52 соединения и части были удостоены почетного наименования «Минские».
Ровно через год после освобождения, 3 июля 1945 года, газета «Советская Белоруссия» опубликовала статью Ильи Эренбурга «Будь благословенна, Беларусь!». «Я был в Минске, когда горели и взрывались его дома, когда измученные жители благословляли танкистов-тацинцев, — писал в ней знаменитый военный корреспондент. — Я видел в пущах белорусских партизан. Крестьяне возле Ракова говорили: «В Берлин!» Девушки, вырвавшиеся из Минского гетто, целовали оружие. Белоруссия клялась покарать злодеев. И как хорошо, что в Берлин вошли войска, наименование которых навеки связано с землей Белоруссии!»

Легендарный Т-34-85 вознесся на постамент у Дома офицеров в 1952 году. В 1970‑х монумент отреставрировали. На танк нанесли бортовой номер Л-145 — как у боевой машины младшего лейтенанта Фроликова, первой ворвавшейся в столицу 3 июля 1944‑го.

ИХ ИМЕНА В НАЗВАНИЯХ УЛИЦ


Десятки минских улиц названы в честь героев Великой Отечественной войны, в том числе непосредственных участников освобождения столицы. Среди них улицы, носящие имена командующего 3-м Белорусским фронтом генерала армии Ивана Черняховского, командующего 31-й армией генерал-лейтенанта Василия Глаголева, командующего 2-м гвардейским Тацинским танковым корпусом генерал-майора Алексея Бурдейного, командира 4-й гвардейской танковой бригады 2-го гвардейского танкового корпуса полковника Олега Лосика и командира танкового взвода младшего лейтенанта Дмитрия Фроликова.

МЕМУАРЫ. КАК ЭТО БЫЛО

 Георгий Жуков, маршал, четырежды Герой Советского Союза (в книге «Воспоминания и размышления»):

— К исходу дня 3 июля Минск был полностью очищен от врага. Столицу Белоруссии нельзя было узнать. Семь лет я командовал полком и бригадой в Минске, хорошо знал каждую улицу, все важнейшие постройки, мосты, парки, стадион и театры. Теперь все лежало в руинах, и на месте жилых кварталов остались пустыри, покрытые грудами битых кирпичей и обломков. Самое тяжелое впечатление производили люди, жители Минска: крайне измученные, исхудавшие, по щекам многих катились слезы...

Александр Василевский, маршал, начальник Генерального штаба, дважды Герой Советского Союза:

— Я поставил Ротмистрову задачу к исходу 2 июля освободить Минск, а Черняховский тут же организовал пропуск через мост танков и самоходных орудий танковой армии вне всякой очереди. Действительно, первыми в столицу Белоруссии 3 июля ворвались танкисты. Но то были воины не 5‑й гвардейской танковой армии, а 2‑го гвардейского танкового корпуса А. С. Бурдейного.

Станислав Ваупшасов, разведчик и партизан, Герой Советского Союза (в книге «О параде партизан в Минске 16 июля 1944 г.»):

— С 6 июля в Минск со всей освобожденной к тому времени республики стали прибывать партизанские бригады и отряды… Хотя до конца войны оставалось еще десять месяцев, белорусский народ уже праздновал первую победу… Площади и улицы столицы были с утра до вечера запружены местными жителями и партизанами. Происходили радостные встречи товарищей по оружию, родных и близких. Песни лились во всех концах города.

Илья Эренбург, военкор, будущий писатель (в статье «Путь в Германию» в газете «Красная звезда», июль 1944 г.):

— Город горел. Взрывались дома. А жители уже выходили из подвалов, приветствуя освободителей. Кажется, нигде я не видел такой радости, как в Минске. Кто скажет, что значит пережить три года немецкого ига?

Уинстон Черчилль, премьер-министр Великобритании (в письме председателю Совета Министров СССР, 5 июля 1944 г.):

— С большой радостью я узнал о Вашей славной победе — взятии Минска — и о колоссальном продвижении, осуществленном непобедимыми русскими армиями на столь широком фронте.

Мушег Минасян, полковник, автор книги «Победа в Белоруссии. Пятый сталинский удар» (1952 г.):

— Освобождение Минска было радостным праздником для всех народов Советского Союза.

osipov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter