Иванец — об искоренении бюрократической нагрузки на учителей

На коллегии Министерства образования профильный министр Андрей Иванец напомнил задачу Главы государства, озвученную на Республиканском педсовете 27 августа 2024 года, — искоренить бюрократическую нагрузку на учителей и выполнение несвойственных им функций.


— В этом плане провели большую работу с регионами и коллегами из других республиканских органов госуправления, — отметил Иванец. — Вынужден констатировать, что случаев бюрократической нагрузки немало. При всем том, что на местах отчитываемся, как всё замечательно.

Министр назвал главные пункты распоряжения Премьер-министра № 321 от 2017 года. Так, в документе идет речь об исключении привлечения педагогических работников к проверке печного оборудования, отопления и прочих мер противопожарной безопасности.

— Это не задача педагога, — уверен Иванец. — Да, он должен быть небезразличен к нарушениям противопожарной безопасности и при обнаружении недостатков проинформировать РОЧС, но не давать заключение о соответствии. То же самое касается вопросов, связанных с санитарно-эпидемиологическим надзором. Если в семье, находящейся в социально опасном положении, родители не выполняют требования медиков, то не учитель должен проводить мониторинг исполнения, а медик.


Распоряжение также гласит, что у учреждения образования запрещено истребовать любыми способами задолженность за электроэнергию, водоснабжение, а тем более требовать от учителей проведения разъяснительной работы с родителями на предмет уплаты жилищно-коммунальных услуг.

— К тому же издан приказ министра образования, который запрещает давать любые поручения по электронной почте или в мессенджерах, не предусмотренные нормативными правовыми актами, — подчеркнул Иванец. — На сайте Министерства образования создана отдельная вкладка о несвойственных функциях для педагогов, здесь находятся все нормативные документы. К примеру, в новой редакции постановления Минобразования № 164 четко прописан конкретный перечень документов, регламентированный для ведения отдельными категориями педагогов.

Так, педагог-психолог должен вести два журнала — индивидуальных консультаций и своей ежегодной работы, но на местах принимают решения вразрез с министерством о ведении четырех журналов.


— На каком основании? — спрашивает министр. — Если мы выполняем поручение Президента о дебюрократизации — к чему эти журналы? То же самое касается фантастических журналов, которые вообще не имеют никакого отношения к воспитательной работе. Например, речь о мониторинге соцсетей детей. Такой мониторинг, может, и должен проводиться, но без журналов.

Еще один бич, который нужно искоренять, — отчет о проведении различных мероприятий. Минобразования определен план идеологической, воспитательной и социальной работы, который утверждается один раз в год. Никаких других планов быть не должно. Отчетность — два раза в год. А возможность отчитываться есть и без журналов. Можно и нужно позиционировать свою работу на сайтах, в телеграм-каналах учреждений образования.


Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter