Зоркий глаз
О том, что в «Хатыни» происходит нечто знаковое, ясно уже при заезде на автостоянку у входа в мемориальный комплекс.Рядом со зданием администрации видны контуры новостройки — это будет музей, одноэтажное здание с несколькими выставочными залами. О создании экспозиции задумывались давно, но не было площадей для ее размещения.— Фундамент и стены уже возведены, — делится промежуточными итогами деятельности руководитель проекта ОАО «Стройкомплекс» Сергей Майсюк. — Сейчас идет работа по устройству оснований под полы. Осуществлен подвод сетей в будущее здание. Проектирование осуществляется параллельно, но нас это устраивает: график опережаем. К концу года должны закончить. А также ведется преображение ныне существующих административных корпусов.
Сергей Майсюк.
По словам представителя строительной организации, молодежь на объекте в эти дни очень нужна: лишних рук точно не будет. В частности, большой фронт подсобных работ, где под присмотром профессионалов как раз и могут проявить себя ребята. И ведь проявляют! Вторую неделю в «Хатыни» трудится стyденческий строительный отряд «Спадчына-2022» имени Героя Советского Союза П. М. Машерова. Десяток вузовцев представляют Брестский государственный технический университет. Студенты строительного факультета нынче живут в одном из общежитий БНТУ и по будням совмещают прохождение практики с работой в стройотряде.
Комиссар отряда Даниил Руднев признается, что еще совсем недавно и не мечтал оказаться в таком знаковом месте:
— Первоначально планировалось, что мы будем работать на одной из строек Бреста, однако позже узнали, что наша помощь понадобится на реконструкции мемориального комплекса «Хатынь». Желающих оказалось предостаточно, был отбор. Я его прошел, значит, мне доверяют — это очень приятно.Даниил Руднев.
Руководитель практики студентов БрГТУ Виталий Коржан доволен результатами своих подопечных. Рад за будущих строителей — те не отлынивают от поручений. Хорошо, когда человек понимает, что в процессе строительства любое дело — важное.
— Наверное, поэтому стройорганизация просит нас остаться еще на пару недель. Если руководство вуза разрешит, мы, конечно, пойдем навстречу, — сказал Виталий Коржан.
И у бетона бывает усталость
На территории мемориального комплекса тоже вовсю кипит работа. Осветительные приборы вдоль пешеходных дорожек предстоит заменить, старые прожекторы уже покинули свое привычное место. Скульптура «Непокоренный» огорожена — идет замена гранитного покрытия. На лестницах появляются пандусы — для маломобильных посетителей «Хатыни» не должно быть никаких препятствий. Но больше всего трогает «Кладбище деревень». Это очень большой по площади объект, где полностью заменяется его конструктив, говорит Сергей Майсюк:— Студенты помогают демонтировать дорожки из бутового камня, покрытия из керамзита, железобетонные конструкции, другие элементы мемориала. Параллельно организуется вывоз стройматериалов. Однако хочу успокоить посетителей «Хатыни»: мемориал будет воссоздан в прежнем виде, все, кроме железобетона, мы должны сохранить.Во время работ по реставрации.
Стройотрядовцы, работающие со старым железобетоном, признаются: во многих местах этот материал «подгулял» и действительно требует замены. Если не сейчас, то через пару-тройку лет все равно пришлось бы это сделать. Главное, чтобы все остальные элементы мемориала сохранились в первозданном виде. Поэтому бойцы стройотряда «Спадчына-2022», в том числе Егор Аношко-Мостовой, даже используя отбойный молоток и кувалду, делают это аккуратно.
— Раньше я дважды был на экскурсии в «Хатыни», — говорит Егор. — И никогда не думал, что приеду сюда в качестве строителя. Сейчас посмотрел на это место другими глазами. Весьма интересно, что получится после реконструкции.
К слову, пока вузовцы разбираются с созданными более полувека назад элементами железобетонных конструкций, с другой стороны «Кладбища деревень» уже приступили к строительно-монтажным работам по воссозданию этого мемориала. Планируется завершить земляные работы до наступления холодов.
Не первая реставрация
Решение о строительстве мемориала на месте сожженной деревни Хатынь было принято в 1966‑м. Открытие комплекса состоялось 5 июля 1969 года. В 2004 году, к 60‑летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков, по поручению Александра Лукашенко была проведена реконструкция. В архивах сохранилась информация Министерства культуры, согласно которой в 1960‑х при разработке конструкторской части проекта и при производстве работ на стройплощадке, в частности, «использовался бетон низкой марки М200, для обозначения цвета пепла в него добавлялась сажа, что слабило бетон». В процессе разработки проектно-сметной документации авторы выявили еще ряд проблем технического состояния элементов памятников, устранение которых потребовало дополнительного времени для проектирования, разработки новой технологии, применения современных методик и новых видов строительных материалов.СКАЗАНО
— Немедленно начинайте строить музей. Главное — экспозиция, которая там будет. Чтобы люди пришли и, прежде чем сюда ступить ногой, чтобы у них сердце уже рвало.
Александр Лукашенко во время посещения комплекса «Хатынь», 16 апреля 2022 года.
ФАКТЫ
♦ Работы по капремонту с реставрацией и элементами реконструкции в комплексе «Хатынь» включают несколько этапов. Один из них затрагивает территорию, где расположен знак «Венец памяти», символическая крыша сарая и элемент «Последний путь». Предстоит также обновить гранитные элементы у скульптуры «Непокоренный».
♦ На территории мемориального комплекса планируется воссоздать местную церковь XVII века: в Национальном историческом архиве сохранилось инвентарное описание, по которому и предполагается воспроизвести это здание.
♦ Проект экспозиции будущего музея пока окончательно не утвержден. Однако одна из ее целей неизменна — это рассказ о трагедии белорусского народа в годы войны.
♦ Открытие музея и окончание реконструкции и реставрации должны быть завершены не позднее начала весны 2023‑го. Поручение Президента — завершить работы к 80‑летию трагедии Хатыни, это 22 марта 2023 года.
nesterov@sb.by