Историческая память в эпоху фейков: как сохранить?
В. Данилович: Благодаря поддержке государства у нас многое делается для сохранения исторической памяти. Особенно важно то, что целенаправленно проводятся объективные научные исследования исторических процессов.Достижения отечественной науки — прочная основа для успешной организации учебно-воспитательного процесса в учреждениях образования, сохранения исторической памяти белорусской нации и укрепления белорусской государственности.
Вместе с тем нам надо совместными усилиями формировать и поддерживать интерес молодежи к истории Беларуси, всячески поощрять молодое поколение к тому, чтобы оно стремилось знать отечественную историю и гордиться ею. Очень важно, чтобы наша молодежь чувствовала сопричастность к истории страны.
В. Егорычев: Попытки активного искажения истории предпринимались даже в годы Великой Отечественной войны. Борьбу против гитлеровских оккупантов и их пособников из числа белорусских националистов, которую вели советские патриоты, сами «спадары» именовали «антибелорусской деятельностью». А нынешние?
Рассматриваемая проблема не только научная, но и правовая, морально-этическая. Можно долго развенчивать лжелитераторов и мемуаристов. Однако думается, что если равнодушно взирать на подобные околонаучные и литературные опусы, то в скором времени написанное будет еще более циничным, абсурдным и бесстыдным.
И. Марзалюк: Мы должны системно заниматься обучением молодежи. И тиражировать эти вещи на уровне СМИ, через памятники и мемориалы, через музейные экспозиции. То есть должны не позволять лгать, а лучшее средство против лжи — правда.
Игорь МАРЗАЛЮК:
— Мы должны помнить, что белорусская нация — самая антинацистская нация из всех, кто был под оккупацией. Среди нас было мизерное количество коллаборационистов, предателей, которые сотрудничали с нацистами. Это исторический факт, о нем нужно постоянно напоминать, особенно сегодня, когда нам все чаще предлагают коллаборационистскую версию «белорусской истории» глазами полицаев и коллаборационистов.
Фальсификаторы прошлого и пути противодействия им
И. Марзалюк: Считаю, что за прямую клевету и пропаганду нацизма необходимо в полном соответствии с мировой практикой — как, например, в ФРГ — нести ответственность. У немцев за подобные вещи предусмотрены наказания — от штрафов до запретов на профессию и от трех до пяти лет заключения. Подобную практику вполне можно позаимствовать. То есть когда пропагандируется заведомая ложь, выдаваемая за историческую правду, за подобное необходимо нести ответственность. Юридическую, административную и уголовную, в этом я глубоко убежден. Но это лишь одна сторона, другая — это просвещение. Когда человек знает, что было иначе, и он убежден в своей правоте, он не поверит вранью.В. Данилович: Нельзя позволить забыть роль истинных зачинщиков мировой бойни, тех, кто потворствовал ее развязыванию, допустить пересмотр итогов Великой Победы и забвение подвига наших предков. Крайне важно доносить до подрастающего поколения информацию об использовании пособниками нацистов бчб-флага. Необходимо, чтобы молодежь знала правду о той страшной мировой войне и роли предков, внесших решающий вклад в Великую Победу.
Вячеслав ДАНИЛОВИЧ:Сформировать в обществе иммунитет против попыток искажения и фальсификации исторического прошлого можно только через целенаправленную системную работу и взаимодействие семьи, учреждений образования, государственных органов, научных и общественных организаций, СМИ по сохранению и трансляции объективных исторических знаний, а также воспитанию настоящих патриотов, любящих и уважающих своих предков, заинтересованных в гармоничном развитии общества и государства.
— В мировоззренческой основе формирования личности, ее гражданских и патриотических качеств лежит прежде всего историческая память, способствующая формированию культуры, традиций и духовного мира, определяющих самоидентификацию народа. Разрушение этих основополагающих скреп, искажение идентификационной исторической основы приводят к деградации и распаду нации.
В. Егорычев: Отпор злопыхателям должен давать каждый из нас. Мы, родившиеся после войны, как ни прискорбно признать, часто оказываемся бесчувственными и неблагодарными. А ведь это видят и перенимают наши дети. Неудивительно, что для многих нынешних подростков война — это лишь не очень интересный материал, который выучил, ответил и забыл.
Нельзя отдавать нашу молодежь на откуп зарубежным и доморощенным растлителям умов и сердец. Задача государственной важности — выпуск книг общественно-политического характера, дающих возможность людям держаться за знамя правды о нашем прошлом, о нас самих, нашем будущем. Понятно, что такую задачу не помогут решить историки или писатели, не завербованные своей совестью.
Владимир ЕГОРЫЧЕВ:
— Неприемлемо новое прочтение коллаборационизма в Великой Отечественной войне, когда из людей хитрых, лицемерных и алчных, добровольно ставших на службу к врагу, вдруг лепят «совесть нации». Такая история никогда и ничему хорошему не научит. Время иуд и негодяев не прошло, а «демократизация» и «плюрализм» привели к тому, что сегодня предателем быть не стыдно. Это недопустимо.
Бчб: историко-культурная ценность или символ предательства?
В. Егорычев: Говорят, история повторяется, когда ее забывают. История предательства — тоже. И тем, кто с такой детской непосредственностью размахивает сегодня бчб-полотнищем, не мешало бы точно знать, под чей флаг они становятся, чьи идеалы и идеи собираются пропагандировать. Ведь эти благообразные фигуры предателей связывало воедино одно: идеи сепаратизма, ненависть к советской власти и готовность к обману, измене, лизоблюдству у «сильных мира сего» ради «куска сладкого пирога». В архивах сохранено письмо председателя Рады БНР Василя Захарки, датированное 20 апреля 1939 года, на имя Гитлера: «Белорусский народ глубоко уверен в том, что скоро наступит такой момент, когда он получит помощь в своей борьбе. Будет ли эта поддержка в виде революции или войны или в виде помощи иностранных государств, белорусский народ все равно с благодарностью примет».И. Марзалюк: Мы должны учитывать все аспекты существования бело-красно-белого флага. Лично я не представляю, как можно воспринимать сегодня его «на одном дыхании», учитывая его историю с 1941 по 1945 год. И я ни разу не услышал «с той стороны» (от сторонников бчб-символики. — Прим. авт.) отрицательной коннотации в отношении коллаборационистов, о которых мы столько писали на страницах «СБ. Беларусь сегодня». Не слышали, что коллаборанты предатели, и их нужно стыдиться. Если бы не было 1941—1945 годов, можно было бы подискутировать на тему «Бчб — это историко-культурная ценность».
Но с учетом той коллаборационистской деятельности и того факта, что под этим флагом уничтожали граждан своей страны, негативная трактовка будет в белорусском обществе сохраняться. В любом случае это символ не объединения, а разъединения.
В. Данилович: Приверженцы бчб-символизма дискредитировали, а по сути, предали национально-государственные интересы, сотрудничая с польскими оккупантами в годы польско-советской войны, а затем с германскими нацистами, участвуя в борьбе против войск Красной армии, белорусских партизан и подпольщиков, которые противостояли нацистским агрессорам, проводившим политику геноцида белорусского народа.
Да, было время, когда бело-красно-белая символика была государственной в нашей стране. Но опять же это был самый тяжелый период в истории независимой Беларуси, время глубочайшего социально-экономического и общественно-политического кризиса. Наиболее значимые достижения белорусского народа были осуществлены не благодаря приверженцам той символики, а вопреки им. Стараниями различных квазидеятелей бчб-флаг наполнился негативным содержанием и из символа белорусского национального движения давно превратился в символ общественно-политических, социально-экономических и духовно-культурных неудач.
osipov@sb.by