Время возможностей, нервотрепки и ностальгии

Испытание знаниями

Десятки тысяч ребят и еще больше взрослых как минимум до 10 августа (время зачисления на платные отделения вузов) будут находиться в состоянии перманентного стресса. Выбор профессии — один из самых сложных вопросов. Поэтому молодым людям можно посочувствовать. А в чем-то и позавидовать, потому что образовательная система развивается стремительно. Учиться стало удобнее, комфортнее и интереснее.

Фото  pixabay.com

Объективная реальность

В Беларуси 172 учреждения профессионально-технического образования, 221 — среднего специального и 50 вузов. Общий план приема — 119,7 тысячи человек (это примерно все население Орши). Учитывая, что сейчас процесс во многом механический, поскольку между собой конкурируют не люди, а цифры (баллы), попасть в вуз «с черного хода» не получится. Привычные экзамены еще в 2006 году заменило ЦТ, ставшее основной формой вступительных испытаний. Мне, человеку «старой закалки», духовно ближе прежний вариант, хотя при нем хватало историй о том, как кого-то срезали. Да, ЦТ лишено романтики. Преподавателю глазки не построишь, на жалости или дополнительных вопросах не выедешь. Однако сомнений в объективности такой формы контроля знаний не возникает. К тому же в вузах, где важен контакт абитуриента и преподавателя глаза в глаза, профильные экзамены сохранены.

Что касается подхода специалистов к разработке тестовых заданий, тут не подкопаешься. Если ЕГЭ в России регулярно критикуют, то белорусское ЦТ органично вписалось в систему. Защита данных — отдельный момент. Журналисты, которые бывали в здании ­РИКЗ, не дадут соврать: конечно, не Форт-Нокс (хранилище золотого запаса США), но впечатляет. Все это тоже гарантирует беспристрастность и объективность.

Хорошо забытое старое

31 января была опубликована новая редакция Кодекса Республики Беларусь об образовании, основные положения которого вступят в силу с 1 сентября 2022-го. Документ профессионально выстрадан всеми — от специалистов Минобразования до школьных учителей и преподавателей вузов. Он содержит массу полезных нововведений. Остановлюсь на нескольких.
Перво-наперво хочу отметить закрепление дистанционного обучения как самостоятельной формы образования. Говорилось об этом давно, проблема назрела и, наконец, решена. Кстати, это уже мировые образовательные стандарты и свидетельство того, что техническая база у нас находится на высоком уровне. Дистанционка — серьезные технологии видеосвязи и не только.

Второй важный момент — возвращается обязательное среднее образование (в ­СССР оно было введено с 1977 года). После девяти классов дети должны будут продолжить учебу в школе либо поступить в колледж или лицей. Впрочем, это, так сказать, документальное закрепление нормы, поскольку, по данным Министерства образования, практически 100 % белорусских школьников на базовом образовании все равно не останавливаются. При этом 60—62 % идут в 10-й класс, около 22 % — в учреждения среднего специального образования (колледжи) и около 17 % — в учреждения профессионально-технического образования (лицеи). Картина сама по себе показательная и хорошо характеризует подрастающее поколение «умников и умниц».

Мое личное мнение: знаний много не бывает. Как бы ни раздражали непрофильные предметы (согласитесь, бывало), культурная база в виде литературы, философии, истории необходима. Да и с точки зрения науки логично. Познавательный рефлекс включается в первые секунды жизни, потому что на нем мозг работает, как печка на дровах. И это такая же биологическая потребность, как сон, продолжение рода или добывание пропитания.

Пища для ума

Читая новости, касающиеся сферы образования, по-хорошему завидуешь молодым. Во-первых, сейчас о любой специальности можно узнать все сразу и быстро. Из последних новинок: Мин­образования разработало профориентационный чат-бот (специальная программа — виртуальный собеседник). В ­БГУИР чат-бот появился у приемной комиссии. Бездна информации на сайтах учебных заведений, включая виртуальные экскурсии и прочее. Раньше приходилось ориентироваться на рекомендации родителей, друзей и знакомых плюс тощие книжечки-справочники для поступающих. Мало кто задумывался, удастся ли найти подходящую работу после получения диплома. А сейчас в профессионально-техническом образовании 75 % специальностей заточены под потребности реального сектора экономики, в вузах набор корректируется исходя из аналогичных принципов. Кроме того, есть предварительные заявки работодателей, которые учитываются при распределении. Лепота!

Да и распределение — бывшая «страшилка» — обрело совсем иной смысл. Мой выпуск журфака пришелся на сложное время — варианты трудоустройства искали сами, что было нелегко. Первое рабочее место как гарантия от государства сейчас — солидный бонус. Кто сомневается, попробуйте устроиться, если работодатель в обязательном порядке требует опыт. А его у вас по определению быть не может.

Несколько лет назад с удивлением узнала (во время интервью со специалистом Минобразования), что пока некоторые бюджетники показательно заламывают руки, многие платники, наоборот, просят их распределить. Как говорится, нет ли лишнего билетика? Кстати, среди новинок Кодекса об образовании — выпускники, обучавшиеся платно и обратившиеся за направлением на работу, будут получать статус молодого специалиста. А он подразумевает весьма выгодные условия. Как говорится, учитесь на здоровье. Было бы желание. Эх, где мои 17 лет?..

bebenina@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter