Президент Беларуси Александр Лукашенко:
— Сегодня перед нами стоит задача встряхнуть вузы: образование, науку — все, чем занимаются вузы. Закостенели до неимоверности! Девиз Года качества озвучен — мы должны превзойти себя, чтобы нормально конкурировать на всех рынках и выжить... Вопросы жизнь ставит нам с вами принципиальные и острые. Важно, чтобы мы не потеряли привлекательность белорусского образования.
На встрече с членами Республиканского совета ректоров учреждений высшего образования, 13 февраля 2024 года.
— Сегодня перед нами стоит задача встряхнуть вузы: образование, науку — все, чем занимаются вузы. Закостенели до неимоверности! Девиз Года качества озвучен — мы должны превзойти себя, чтобы нормально конкурировать на всех рынках и выжить... Вопросы жизнь ставит нам с вами принципиальные и острые. Важно, чтобы мы не потеряли привлекательность белорусского образования.
На встрече с членами Республиканского совета ректоров учреждений высшего образования, 13 февраля 2024 года.
Перечень решает
— Как повлияет на вступительную кампанию обновление перечня наиболее востребованных экономикой специальностей?— Уточним: в нем перечислены специальности, на которые предусмотрены льготные условия при поступлении. Есть направления, в которых экономика страны нуждается особо остро, но при этом они не востребованы у абитуриентов — именно такие традиционно входят в перечень. Список утверждается ежегодно. Каждая позиция согласовывается с Министерством экономики, а также с Министерством труда и социальной защиты. В этот раз список пополнился 16 новыми специальностями.
Впервые в реестр вошли востребованные и популярные у абитуриентов направления, профильных специалистов которых не хватает на рынке труда. Возьмем специальность БГУИР «микро- и наноэлектроника». На это направление всегда высокие конкурсы, но мы все еще испытываем дефицит профессионалов с такими компетенциями. Включили целый ряд педагогических и сельскохозяйственных специальностей, в том числе на которые фиксируется высокий спрос, — специальное и инклюзивное образование, электроэнергетика и электротехника, ветеринарная медицина. Все это позволит привлечь наиболее мотивированных студентов в наши вузы и выполнить заказ на подготовку высококвалифицированных кадров.— А какие направления в топе с позиции государства?
— Задача номер один для системы образования — готовить кадры под потребности отечественного реального сектора. Не можем допустить ситуацию 1990‑х годов, когда обучали одних экономистов-юристов. Наш ориентир: подготовка специалистов для динамично развивающихся отраслей. Об этом говорил Президент. Если проанализировать структуру набора в разрезе специальностей, инженерно-технические в общей канве займут примерно 20 процентов. Это и информационные технологии, и машиностроение, и архитектура, и строительство. Каждый пятый поступающий идет на это направление. Но процесс продолжит набирать обороты: с этого года в стране появились инженерные классы, где обучается свыше 2,5 тысячи десятиклассников. Мы всегда должны помнить о трех ключевых столпах любого государства: обороноспособность, образование, здравоохранение. В последние два года примерно на 20 процентов увеличен прием в вузы силового блока. Будущих защитников готовят не только в специализированных учреждениях высшей школы. В БГУ, БНТУ, БГУИР созданы, подчеркиваю, даже не кафедры, а полноценные военные факультеты, на которых проходят подготовку будущие военные в первую очередь с инженерно-техническими компетенциями. Постоянно увеличиваем набор в медицинские вузы на бюджетные места — примерно на 10 — 15 процентов ежегодно. За последние три года в 1,5 раза вырос набор на педагогические специальности.
Заказчику — кадры в руки
— Мы столько усилий вкладываем в раннюю профориентацию, потом в подготовку специалиста, а ситуация, когда диплом лежит на полке, остается частой историей. Не пора ли что-то менять?— Мы меняем подход к профориентационной работе на уровне вузов — полностью переформатируем, усиливая роль заказчика кадров. Проведения дней открытых дверей уже недостаточно. Выпускники хотят понимать, где они будут работать, какими профессионалами станут, что за условия для них создадут. Ответы на эти вопросы — задача заказчика кадров.
Абитуриент в первую очередь должен выбирать не вуз, как это раньше было, а профессию, в идеале — будущее место работы. Рассуждать лучше в следующей последовательности: если я хочу прийти на конкретное место, какой вуз или колледж мне надо окончить?— Но как мотивировать руководителей предприятия отвлечься от производства и заняться профориентацией?
— Так это первые заинтересованные лица: вчерашние студенты придут к ним как молодые специалисты! «Интеграл», скажем, полностью переформатировал работу с университетами и фактически стал базой подготовки специалистов для микроэлектроники. Есть примеры, когда руководитель предприятия не только организовал лабораторию в вузе, совместно с преподавателями продумал образовательные модули, но даже провел олимпиаду, чтобы выявить таланты. В этом году заключили около четырех тысяч договоров между организациями — заказчиками кадров и университетами. С первого курса студенты будут проходить практику на предприятиях. Темы курсовых и особенно дипломных работ должны быть адаптированы под будущее рабочее место. Подключили заказчиков кадров к формированию образовательных стандартов. Если говорить образно, заложили новый фундамент: какими компетенциями и знаниями должен обладать выпускник вуза.
За 1,5 года переработано около 550 образовательных стандартов. У нас сегодня нет ни одного, который не был бы согласован лично с профильным министром. Первокурсники этого года уже учатся в новом формате.— В чем главная особенность обновленных стандартов?
— В них предусмотрена вариативность. Объясню простыми словами: образовательный стандарт состоит из двух компонентов. Государственный — это те знания и компетенции, которые обязательны для специальности вне зависимости от вуза. Он занимает примерно половину образовательного процесса, вторую половину — вариативный.
Он позволяет точечно подготовить специалиста под конкретную отрасль, специфику работы и даже предприятие. У инженера Гомельского государственного технического университета и БНТУ будут разные спецдисциплины, программы которых будут «заточены» под те предприятия, с кем заключены договоры. Таким образом вхождение в профессию у молодых специалистов произойдет с первого дня.Раньше вариативного компонента практически не было. Спешу успокоить: выпускник гомельской альма-матер сможет трудоустроиться и работать в Минске. База-то одинаковая!
Наша задача — провести глубокий анализ обновленных стандартов, мониторинг уже можно сделать, когда ребята окончат первый курс. Но окончательный вывод сделаем не раньше чем через четыре года, когда они придут на места. Этот вопрос будет, к слову, на контроле рабочих групп.
Масштабная проверка
— Вузы в напряжении накануне глобальной ревизии, которую анонсировал Президент?— В марте рабочие группы начнут работу. В них задействуют руководителей и ведущих специалистов министерств и ведомств, квалифицированных и опытных сотрудников учреждений образования. Каждый — профессионал своего дела с внушительным педагогическим стажем и серьезным управленческим опытом, пустить пыль в глаза не получится. Да, вузы ждет нестандартная ревизия. Но перед нами не стоит задача формально изучить выбор тем научных исследований или проверить соответствие документов, учебных планов и программ образовательным стандартам. Все эти показатели контролируются в обычном режиме.
Будет использован «метод погружения». Пообщаемся с преподавателями, узнаем, как они оценивают качество подготовки студентов, уровень учебных программ. Более того, члены рабочей группы на какое-то время станут студентами, посмотрят, как проходят занятия в реальном режиме, а не на бумаге, насколько они интересны и динамичны.— Можно ли судить об объективности, если педагог подготовится заранее и эффектно проведет лекцию перед проверяющими?
— Подготовиться заранее не получится! Руководство вуза не будет знать, в какой день член рабочей группы организует посещение и какую дисциплину выберет. Точно так же участники проверки станут на некоторое время молодыми специалистами — придут на те предприятия, куда распределились выпускники. Посмотрят, работают ли они по специальности, какие у них условия. Подчеркну, заблаговременного информирования не будет и здесь.
Результат работы группы будет ощутим для всех вузов. Все проблемные моменты под прицелом — от кадрового состава вузов до прихода на первое рабочее место и процесса становления. Не стоит ожидать переформатирования нормативной базы на уровне страны, законов. Революции не будет. Но добьемся ответственности: необходимо все, что принято на самом высоком уровне, реализовывать.
— Как пройдет инвентаризация в вузах, о которой вы говорили?
— По экономическим специальностям в стране проводят подготовку более 30 вузов. Насколько это обосновано? Рабочая группа проведет доскональный анализ. Не только по этому направлению, естественно. Мы должны понимать, куда уходит работать специалист, который подготовлен в профильном вузе по «непрофильной» специальности. Пример, о котором говорил Глава государства. В сельскохозяйственной академии есть факультет бизнеса и права. Если его выпускник как хороший менеджер становится руководителем агропромышленного комплекса, перерабатывающего или пищевого производства, претензий нет. Но если он идет работать не по своей специальности, в этом случае будем принимать серьезные меры с точки зрения корректировки структуры и численности набора. Вплоть до прекращения набора по ряду «непрофильных» специальностей в таких вузах.
Не допустим ситуации, когда отдельные вузы пытаются открывать модные направления, потому что на них идут абитуриенты. Требование одно: качество подготовки! Чтобы подготовить инженера, в аудиторию должен заходить кандидат или доктор технических наук по этому профилю. Оборудование должно быть соответствующим — даже самый умный преподаватель на пальцах не покажет, как работает та или иная система. Отзывы заказчиков кадров — положительные. Если к ним приходят специалисты с недостаточно высоким уровнем подготовки, то для нас это сигнал.
Белорусская система высшего образования так сложилась, что каждое учреждение имеет свою специфику, у нас много уникальных вузов. Скажем, Витебский технологический университет единственный в стране, который готовит специалистов для легкой промышленности. Не надо распыляться, стоит делать упор на подготовку этих специалистов для обеспечения отрасли. Проведем полную инвентаризацию профильной подготовки наших университетов и расставим нужные акценты.— В последнее время в сторону учебных пособий летит много камней. Есть ли в планах создать единые учебники для вузов по аналогии со школьными?
— Проведем инвентаризацию учебных пособий в первую очередь по социально-гуманитарным дисциплинам. Второй год в стране действует концепция — студенты двух первых курсов абсолютно всех университетов изучают три дисциплины: «История белорусской государственности», «Философия» и «Современная политэкономия». Вне зависимости от профиля — и медики, и архитекторы, и строители. Учебник по философии раскритиковали. Он качественно подготовлен, но больше ориентирован на студентов соответствующего профиля. Новое учебное пособие уже на стадии подготовки.
Что касается других дисциплин социально-гуманитарного блока, то единых учебников пока нет. Однако мы должны понимать: их содержание касается белорусской истории, особенностей развития страны. За границей такой учебник никто не напишет, а если и возьмутся за это дело, то заложат свои смыслы, которые не отвечают нашей государственной идеологии. Разработка — важный шаг. Но мы вовсе не ставим цели написать национальные учебники по всем дисциплинам. Скажем, пособия по химии, биологии, по тем же инженерным дисциплинам используем и советские, и переводные, написанные за рубежом, — нам важно аккумулировать лучший мировой опыт.
Важен каждый студент
— Задам вопрос, о котором сложно говорить, не сворачивая в сторону общих фраз: как проводить воспитательную работу со студентами?— Мы живем в период мощнейшего информационного шторма. Мое мнение: надо воспитывать у молодых людей критическое мышление. Когда они самостоятельно могут анализировать, ставить под сомнение, сопоставлять и верифицировать информацию. Раньше считалось, что смена поколений происходит приблизительно каждые 25 лет. Сегодня речь уже о 12 — 15 годах. Значит, мировоззренческие, целевые установки меняются максимально быстро. Какой вывод? Те, кто взаимодействует с молодежью, должны работать как минимум в два раза быстрее. Поэтому это направление мы заметно структурировали и привели в систему. Позиция министерства следующая: не надо прятаться за ректора, замдекана или куратора. Каждый сотрудник вуза, будь он преподавателем высшей математики или теоретической механики, выполняет воспитательную функцию. Да, ректор персонально отвечает за эту работу. Проректор, курирующий воспитательную работу, теперь ставит задачи перед коллективом, профессорско-преподавательским составом по идеологической работе. Сделаны также серьезные шаги по мотивации и распределению должностных обязанностей с точки зрения воспитательной работы. Кураторство группы — уже не общественная работа, за нее человек получает надбавку, как это сделано в школе для классных руководителей. Кроме этого, во всех вузах страны ввели оплачиваемую ставку заместителя декана по воспитательной работе, до этого она квалифицировалась как общественная нагрузка или содержалась за счет внебюджетных средств. Сегодня вертикаль выстроена единообразно. Надо только работать.
— Меняются ли подходы к отработке после вуза?
— Слово «отработка» изжило себя. Сегодня мы говорим о том, что это первое рабочее место для молодого специалиста, социальная гарантия государства. При предоставлении первого рабочего места учитываем, где родился, где живут родители, семья.
Мы уходим от того, чтобы рассматривать распределение как возможность отправить молодого специалиста в любую точку нашей страны. Нет сегодня такой необходимости! Не зря усиливаем позиции региональных университетов с точки зрения возможности первоочередного права отбора абитуриентов.Еще один важный момент: проводим серьезный анализ по выявлению недобросовестных заказчиков кадров. Если предприятие ежегодно заказывает молодых специалистов, но при этом не обеспечивает необходимые условия (а индикатором является закрепляемость тех, кто поработал два года), мы в последнюю очередь предоставим такому предприятию новые кадры. Руководитель организации будет испытывать кадровый голод, а значит, понимать, что недостаточно просто подать заявку в университет. Прийти в колледж, вуз, а может, даже в школу, провести профориентационную работу. Установить оборудование на базе учебного заведения, чтобы студенты получали знания, которые тебе нужны.
В любом случае заказчик кадров должен быть готов: контроль усилится. В ближайшем будущем перейдем в цифровое поле. В режиме онлайн университеты будут видеть каждого своего выпускника: где и кем он работает, обеспечили ли ему профессиональный рост, не перевели ли его на непрофильную должность. За кадры тоже необходимо бороться.