Вчера в фокусе докладчиков был витебский контекст начала XX века. Говорили о музыкальной жизни города в этот период и музыкальной критике на примере Михаила Анцева, раскрывали интересные факты их архивных документов, листали фотоальбом семьи Соллертинских.
Основная тема выступления музыкального психолога, профессора, доктора искусствоведения, доктора психологических наук, проректора Российской академии музыки имени Гнесиных Дины Кирнарской была посвящена искусству как школе мышления. Она убеждена, что мыслящих людей нужно воспитывать через искусство.
Она напомнила, что петь, рисовать, танцевать люди стали тогда, когда про математику, физику и не слышали. Следовательно, искусство древнее науки.
– Психология уже давно открыла закон, который можно сформулировать так: чем древнее какие-то навыки, тем раньше их надо осваивать, чем какие-то навыки моложе по истории человечества, тем позже их можно осваивать. Значит сначала нужно освоить искусство и только потом приступать к изучению наук, – подчеркнула музыкальный психолог. – Искусство учит общаться, анализировать, различать разные конструкции, подходы. Искусство – это школа мышления. И из этой школы люди выйдут уже готовыми к изобретению, математике.
Говорили на научных чтениях и про транскрипции Игоря Оловникова, и про молодых белорусских и российских композиторов, про новые материалы в биографии Леонида Когана.
Кстати, Международный музыкальный фестиваль имени И.И. Соллертинского – единственный фестиваль, на котором проходят научные чтения. Они проводятся с 1992 года.