Искусственный интеллект создает угрозы для молодежи — профессор экономического факультета БГУ

Новые технологии требуют осторожного подхода при их массовом внедрении. В прошлом веке новшества в обрабатывающей промышленности США привели к Великой депрессии. В настоящее время резко обозначились три проблемы, обусловленные цифровой экономикой и искусственным интеллектом. Такое мнение высказал порталу sb.by профессор экономического факультета Белорусского государственного университета Борис Паньшин.

Фото из архива «СБ»

Эксперт перечислил эти проблемы:

— Это опасность неконтролируемой гонки в создании глобальных и все более мощных цифровых интеллектов, которые никто не может понять, предсказать или надежно контролировать. Вторая проблема — снижение креативности и уровня логического мышления молодых людей как результат чрезмерного использования цифровых технологий в учебе и жизни. Третья — дисбалансы трудовых ресурсов в связи с ростом масштабов электронной торговли и курьерской доставки товаров.

По мнению профессора БГУ, эти проблемы равновелики по значению. Возникли все вместе, одновременно, повсеместно, развиваются с огромной скоростью и сопровождаются длительными негативными последствиями. И потому требуют обсуждения, анализа и подготовки комплексных решений. Так, ситуация с хайпом применения технологий искусственного интеллекта развивается по сценарию, который можно определить формулой «пользоваться можно — регулировать нельзя», отметил он:

— Современные системы искусственного интеллекта включают три главные составляющие. Первая — мощные центры обработки данных, которые находятся в западных странах. Вторая — сложнейшие алгоритмы нейросетей, суть которых не раскрывается и которые часто напоминают «черный ящик». Третья — большие данные, представленные различными базами данных и нашими цифровыми следами в виде лайков, репостов, поисковых запросов, сведений о покупках и расчетах и т. д. И в этой триаде большинству населения мира отводится роль только потребителей, поведение которых все более алгоритмизируется в части как покупаемых продуктов, так и информационных потоков. Кроме того, современные нейросети стремительно перескочили этап экспертных систем, в которых аккумулировались лучшие созданные людьми решения, и сразу создали иллюзию абсолютной универсальности для разных задач и полной замены человека. Но это неверно. Жизнь заставит притормозить с таким подходом и вернуться к применению опыта людей с использованием новых технологий. Умная экономика начинается с умных решений, а умные технологии — это когда необходимо. В целях снижения зависимости от глобальных зарубежных нейросетей нам нужно усовершенствовать свои традиционные экспертные системы, сформированные для решения конкретных задач именно для нашего общества и нашей экономики, наших предприятий и отраслей. Основой таких систем являются качественные и правдивые первичные данные. Именно на этом акцентирует внимание Президент Беларуси. И не случайно в Китае для интеллектуализации управления отраслями и предприятиями создано своеобразное «министерство национальных данных».

Борис Паньшин обратил также внимание, что искусственный интеллект создает угрозы для молодежи:

— В результате использования все более доступных и удобных сервисов молодые люди перегружаются информацией и становятся заложниками гиперподключенности к глобальным системам, результатом чего являются уже заметное снижение креативности молодых людей, стремление к сокращению умственных и физических усилий и уровня критичности к информации из социальных сетей, разрыв с опытом старшего поколения, а это важнейшая компонента образования. Реальное общение молодых людей все более замещается так называемым фатическим, то есть псевдообщением в виде лайков и подписок на Telegram-каналы. Многие исследования показывают, что после появления персональных компьютеров за 20 лет креативность снизилась у 85 процентов детей. Это происходит из-за естественного стремления человека сократить усилия для тяжелой умственной работы и переложить с себя ответственность за принятие решения. Как говорится, «Гугл» в помощь. Это подтверждает и рассмотрение студенческих работ. В последние годы растет уровень цифровой грамотности и технических знаний в применении различных инструментов цифровизации, но снижаются способности к самостоятельному анализу производственных ситуаций и умения постановки задач в контексте национальных приоритетов, обозначенных в госпрограммах.

Налицо дефицит аналитического мышления и знания основных государственных документов. И это имеет серьезные негативные последствия, предупредил ученый:

Так как именно на этапе постановки задачи закладывается 80 процентов эффективности любого сложного проекта в сфере цифровизации, а остальные 20 процентов — это уже рутинные операции кодирования и внедрения. Получается, что предприятие привычно отбирает выпускников по техническим знаниям, а потом обнаруживается, что проблема в том, кто поставит им задачи не только в интересах производства, но и людей, и общества в целом. Искусственный интеллект на такое видение не способен и вряд ли когда будет способен, так как не обладает ни социальной интуицией, ни нравственным началом. Можно предположить, что наиболее подходящий путь в подготовке специалистов в современных условиях — это сочетание обучения профессиональным навыкам с эффективным применением нейросетей. Для этого студентам с первого курса нужно давать реальные задачи, которые они будут решать в связке с искусственным интеллектом. То есть студент старается сформулировать концепцию проекта и задачи, а нейросеть предлагает различные решения.

По мнению Бориса Паньшина, бесконтрольный переход к платформенной экономике также не безопасен. И здесь уже просматриваются ближние и дальние последствия, отметил он:

— Ближние — это то, что маркетплейсы и системы доставки, словно пылесосы, вытягивают работников из реальных производств. Люди, ранее работавшие на предприятиях и стройках, уходят в курьеры и таксисты. К примеру, в России с 2021 по 2023 год рынки доставки еды и электронной коммерции выросли в шесть раз, и в этой сфере заняты уже около 2 миллионов человек. Дальние же последствия заключаются в том, что молодые люди, занятые примитивным трудом, начнут отставать в развитии и не будут востребованы современным сложным производством, превратятся в прекариат, что означает «ненадежный».

Профессор БГУ резюмировал:

— Все меняется стремительно, и это нельзя пускать на самотек. Необходимо широкое общественное обсуждение и принятие государственных мер на среднесрочный и длительный периоды.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter