Предвыборная гонка в США демонстрирует глубокий политический кризис, в котором оказалась эта страна

Интриги и манипуляции

Американские выборы — это большое шоу. Его главная задача — представить гражданам иллюзию того, что именно они определяют будущее страны

Глядя на Байдена и даже на Трампа, трудно представить, что они могут придать чему-нибудь ускорение. Тем не менее темп американской политической жизни действительно становится почти бешеным. Через год, 5 ноября, состоятся выборы президента Соединенных Штатов. Схватка за место главы этого государства вступает в свою самую ожесточенную фазу.

Президент Беларуси Александр Лукашенко:

— Вы знаете, как проводятся выборы в США. По почте или деньги заплатили — в урну набросали. Это ужас! Мы святые. Наша «диктатура» святая по сравнению с их «демократическими» выборами… Но если побеждает Трамп… Одно дело — предвыборная кампания, когда все могут красиво говорить. Но говорить — это одно, а решать вопросы — это совсем другое.

Отвечая на вопросы журналистов во время рабочей поездки в Минскую область, 13 июня 2023 года.

Ход гонки определяют обычаи

Несмотря на все справедливые оценки уменьшения влияния США в мире, эта страна по-прежнему остается сверхдержавой с крупнейшей экономикой и самыми мощными вооруженными силами. По крайней мере, с самыми большими расходами на военную сферу.
Да и за свою гегемонию в мире американцы готовы бороться, и ни один из их ведущих политиков не ставит под сомнение лидирующие позиции родной страны. Потому внимание даже к самым мелким деталям президентской избирательной гонки особенно пристальное.
Впрочем, оно не уменьшается последние лет 80, то есть со времен Второй мировой войны. Во всей американской политической жизни писаные правила и сложившиеся десятилетиями обычаи переплетены очень тесно. Они и определяют ход президентской предвыборной гонки. Сами выборы проходят всегда в первый вторник ноября високосного года, но обязательно после первого понедельника того же месяца.
На самом деле политических партий в стране гораздо больше (более 30), но их роль крайне мала. С 1852 года на президентском посту поочередно меняются представители или Республиканской, или Демократической партий.
Лишь на выборах 1912‑го бывший президент Теодор Рузвельт, разругавшийся с родными республиканцами и баллотировавшийся от созданной им Прогрессивной партии, едва не разрушил привычную двухпартийную систему. Тогда он набрал более 27 процентов голосов избирателей. В 1992 году устроил переполох миллиардер Росс Перо, выдвигавшийся как независимый кандидат. Харизматичный бизнесмен пробился даже на общенациональные дебаты, в итоге его результат составил 19 процентов.

Так вот ты какая, «демократия»

В целом кандидаты от других партий не имеют никаких шансов на успех. Почему? Официальная доктрина США утверждает, что так развивается демократия.
Часто ссылаются на закономерность, которую вывел французский ученый Морис Дюверже. Вот что об этом сказано в пропагандистской методичке «Голоса Америки»: «Ученый утверждал: принцип «победитель забирает все» мотивирует избирателей голосовать за партии, имеющие наибольшие шансы на победу. А мелкие игроки и вовсе теряют интерес к заведомо бесперспективной гонке и присоединяются к крупным участникам. Таким образом, политические коалиции, по сути, формируются еще до выборов. Политиками движет желание победить и получить власть, и это желание оказывается сильнее мелких разногласий».
Объяснение, мягко говоря, неубедительное. На самом деле правящей олигархии попросту удобнее определяться с нанятым ею генеральным директором с титулом «президент США» из двух предложенных вариантов. А так еще гляди прорвется какой-нибудь социалист или другой возмутитель спокойствия.
Итак, две ведущие партии определяются с группой претендентов от каждой из них. Это нужно сделать не позже чем за год, иначе не успеют сформировать избирательные фонды. Ведь финансы на выборах играют ключевую роль. Затем разворачиваются праймериз, то есть выборы кандидата-финалиста от каждой из партий. Это целое шоу! И начало большой денежной жатвы для оравы политтехнологов. Затем (скорее всего, в июле) выборщики соберутся на партийные конвенты (съезды). Они проводятся в форме, чем-то напоминающей музыкальные фестивали. Столкновения мнений и идеологических дискуссий там по минимуму, зато веселья, музыки, задора хоть отбавляй.
На следующей стадии борьбу ведут уже основные кандидаты от двух ведущих партий. Пиком этого периода считаются телевизионные дебаты. Начиная с выборов 1960 года, когда демократ Джон Кеннеди наголову разбил в ходе таких дебатов республиканца Ричарда Никсона, именно эта форма предвыборной кампании считается чуть ли не определяющей.
А дальше — сами выборы. Что интересно, американские политики очень любят критиковать досрочное голосование в других странах. А в самих США оно разрешено очно в 32 штатах и федеральном округе Колумбия, а по почте — в 27 штатах и той же Колумбии. Причем свой голос раньше самой даты выборов можно отдать в срок от 4 до 50 дней, все зависит от законодательства штата.

Ну и предмет всеобщей критики — сама система окончательного определения победителя. Как известно, это не происходит в день голосования. Через 41 день собирается коллегия выборщиков, состоящая сейчас из 538 членов. Они делегируются пропорционально штатами из членов той партии, чей кандидат набрал наибольшее число голосов. Такая двухступенчатая система приводит к периодическим парадоксам: претендент, одержавший верх на общенациональных выборах, проигрывал в коллегии.


Американское «чудо»

И это только общая схема избрания хозяина Белого дома. Существует еще тьма-тьмущая всяких нюансов. А нынешняя кампания вообще представляет собой чудо чудное. Взять хотя бы весьма почтенный возраст двух главных претендентов. Демократу Джо Байдену вот-вот исполнится 81 год, а республиканцу Дональду Трампу в июне стукнуло 77. Да только бы это!

Дональд Трамп стал первым из президентов США, кто обзавелся собственным тюремным фото. В разгар предвыборной кампании он подвергается уголовному преследованию сразу по нескольким обвинениям. А на днях он же давал показания в суде Нью-Йорка по гражданскому иску о мошенничестве. Правда, само судебное заседание Трамп превратил в митинг. Практически ни у кого не вызывает сомнений, что проблемы с законом у экс-президента инспирированы его политическими конкурентами.

Сейчас многое в американской политической истории происходит впервые. Вспомним хотя бы, как недавно палата представителей конгресса США отправила в отставку своего спикера — республиканца Кевина Маккарти. И тоже впервые.
Весь этот ворох скандалов и черного пиара необычен даже для политиков США, охваченных предвыборной лихорадкой. Перед нами отражение глубокого политического и идеологического кризиса, в котором оказалась эта страна.
Любопытно, что и Байден, и Трамп соревнуются не в уровне популярности, а в том, кого ненавидят меньше. Это хорошо видно в последнем опросе, проведенном The New York Times. И все-таки Байдену не доверяет большее число граждан, считающих, что страна идет не тем курсом. Такое положение дел дало возможность Трампу обойти действующего президента в пяти из шести «колеблющихся» штатах.

Сейчас будет появляться все больше подобной предвыборной статистики, как и других любопытных новостей на тему избирательной кампании. Это не должно вводить в заблуждение.
Американские выборы — большое, растянутое во времени шоу. Их главная задача состоит в том, чтобы представить гражданам иллюзию того, что они определяют будущее страны. На самом же деле власть остается в руках узкого круга олигархии, состоящей из владельцев крупных корпораций и приближенных к ним политиков.
Именно они определяют курс развития самой влиятельной державы мира. Только вот сейчас этот курс изрядно сбился и лидерство США в мире поставлено под вопрос, что, в свою очередь, серьезным образом меняет внутриполитическое положение. Как, впрочем, и наоборот. А следовательно, не только США, но и весь мир вступает в очень опасный период, чреватый разными неожиданностями.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter