Глава МАРТ — о том, как изменились цены, ассортимент и настроение участников рынка

Интересы потребителя ценны

Почти две недели в Беларуси действует новая система регулирования цен — соответствующее постановление Совмина № 713 принято 19 октября 2022 года. Документ призван защитить потребителей от внешних шоков и перекосов в закладывании сверхрисков производителей, импортеров и торговли. А последние были порой немалые — об этом можно судить, сравнивая старые и новые цены на многие товары. Все ли успели перестроиться? Есть ли сложности с поставками? На эти и другие вопросы в эфире телеканала «Беларусь 1» ответил министр антимонопольного регулирования и торговли Алексей Богданов.


Глава МАРТ подчеркнул, что в сфере наблюдается рабочая ситуация:

— Все понимают — и производители, и поставщики, и торговля, — что правила изменились, по ним мы будем теперь жить, воплощать концепцию справедливой обоснованной цены по всей цепочке, поэтому все перестраиваются. Мы вместе с местными органами власти активно ведем разъяснительную работу и видим, что все меньше и меньше обращений поступает именно в само министерство. Так, если в первый день было 400—500 обращений, то уже сейчас 150—200.

Затронул Алексей Богданов и тему работы рынков:

— Мы собирали информацию по стране — на некоторых рынках индивидуальные предприниматели приостанавливали работу. Но с учетом наших разъяснений (мы постоянно в режиме онлайн проводим консультации по всей стране) к процессу подключаются и местные органы власти, видим, что все работают.


По словам министра, проще всего перестроиться было предприятиям торговли, имеющим автоматизированные системы учета, которые позволяли быстрее переоценить остатки товаров по новым правилам. Сложности возникали у тех, кто вел документооборот на бумаге и при этом имел широкий ассортимент товаров.

— В измененном постановлении Совмина № 713 (1) мы правила работы с остатками подкорректировали с учетом этого нюанса. И сегодня все могут спокойно работать, не проводя широкомасштабную дооценку, как это было необходимо в самом начале, — обратил внимание Алексей Богданов.

Он напомнил, что в постановлении № 713 (1) часть товаров вышла из-под регулирования. В числе таких, например, предметы роскоши, цветы и др. При этом по ценообразованию на отдельные позиции пришлось давать дополнительные разъяснения — по птице и разделке из нее.

— Если куриная тушка, например, целая, независимо от того, это две половинки, как раньше было, кто-то себе это позволял сделать, все должно стоить как одна единица, как целая тушка. Некоторые предприятия тушку курицы разрезали на две половинки и продавали по более высокой цене — такой метод использовался для обхода контроля цены. Сегодня такое исключено. Прописан четкий механизм, что независимо от того, тушка это, либо полутушка, либо какое-то добавление, все должно стоить как единая тушка. А вот для разделки, например, тоже введены новые правила игры, что любая разделка, которая выполняется на птицефабриках в специализированных цехах, на мясокомбинатах, если всю ее обратно сложить, то она должна стоить по цене целой тушки плюс десять процентов на процессинг, — пояснил глава МАРТ.

Алексей Богданов отметил, что Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь продолжает широкомасштабные мониторинги ситуации на потребительском рынке:

— Вместе с тем мы немного сместили акценты — больше проводим разъяснительной работы, потому что цель не наказать рублем, а помочь адаптироваться к новым условиям работы. Отслеживаем также ассортимент — он выдерживается, смотрим на цены и видим, что стоимость многих товаров снизилась по сравнению с той, что была до принятия новых решений. В целом ситуация играет на руку потребителю. Все с пониманием относятся к тому, что необходимо сдерживать рост цен для внутреннего рынка. При этом ограничений для зарабатывания на экспортном направлении для тех же производителей нет.

Впрочем, периодически приходится слышать от граждан: мол, привычные скидки в размере 20—35 процентов в крупных универмагах теперь исчезли. На что министр предлагает изучить переписанные цены, сопоставить с прежними:

— Скидки не отменены. Торговый объект может из своих резервов проводить акции и распродажи. При этом покупателю важно понимать: скидка — это в первую очередь маркетинг, способ привлечения, гораздо важнее здесь не факт наличия скидок, а того, что происходит с конечной ценой товара.

druk@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter