Инициатива привлекает деньги

О реставрации исторических объектов

С какой стороны ни въезжай в Ружаны, захватывает дух: над поселком, который спрятан в низине, возвышается Ружанский дворец Сапегов. «Магнетическое место», — так вам скажет всякий хоть раз здесь побывавший. Нынешний январь будет отмечен в истории древнего местечка: завершена реставрация западного флигеля дворца. Вот–вот над воротами водрузят скульптуру святой Анны — брестский скульптор Алексей Павлючук завершает работу.


За событиями — от разговоров до планов и реального их воплощения — я слежу добрых полтора десятка лет. Поначалу не верилось. К числу скептиков относилась даже тогда, когда начали восстанавливать ворота — браму главной сапеговской резиденции. Увидев сделанное, подумала: лучше бы не трогали. Но не зря говорят, что нельзя судить об одежке после первой примерки у портного...


Возрождение идет пятый год. В декабре 2010–го реставраторы сдали восточный флигель и браму. С января минувшего года работают экспозиционный зал и выставка. За это время здесь побывали около 18 тысяч человек. Только сувениров продано на 40 миллионов рублей.


В западном флигеле будет «гостиная канцлера». Здесь найдут себе место более 20 аутентичных предметов интерьера. Дух прошлых столетий поможет ощутить сооружаемый сейчас камин. Кафель старинный, но директор музейного комплекса Руслан Книга не раскрыл тайну — откуда? Не из деревни ли Белоусовщина под Пружанами, где недавно разобрана усадьба Швыковских?


В нынешнем году планируется начать реконструкцию южного крыла. Реставраторы намерены воссоздать театр, где будут гостиница и кафе. Планов — громадье...


Ружанам, конечно, повезло. Не стану перечислять всех причастных к большому делу, но точно знаю: если бы не председатель Пружанского райисполкома Александр Юркевич, реставрация могла вестись ни шатко ни валко. Более того, ее могло до сих пор не быть. Ведь дворец не попал в республиканскую инвестиционную программу по восстановлению архитектурного наследия. Источники финансирования — районный, областной бюджеты и кредиты Нацбанка под гарантии райисполкома. Правда, с 2012 года дворец внесен в программу «Замки Беларуси».


Теперь, когда самое трудное позади и общественные организации спешат заявить о своем участии в большом проекте, решили организовать в Ружанах волонтерский лагерь. Но я рекомендую организаторам посмотреть карту Брестской области и приехать туда, где не делается ничего, — в Березу, в Закозель Дрогичинского района.


К сожалению, не все с реставрацией исторических объектов в порядке. С трудом воссоздается усадьба Немцевичей в Брестском районе. Работы в Скоках ведутся наскоками — уж простите за каламбур. Архитектурный объект XVIII века по очередному плану должны были сдать в конце 2011–го. Не реставраторы виноваты, разумеется, что финансирование неравномерное. Но почему в Брестском районе с этим проблемы, а в Пружанском — нет?


Одна из самых интересных и больших усыпальниц в Беларуси находится в Дрогичинском районе — в деревне Закозель. Но хозяйство «Закозельский», некогда гремевшее на всю страну как передовое, в историю вписалось неприятностями, а достопримечательность нам так и не вернуло — на реставрацию племзавод не тратился.


И совсем не бедный Березовский район, где десятки крупных предприятий, не находит средств на скорейшее возрождение ворот картезианского монастыря. Брама, к слову, на гербе Березы. В интернете нашла свою публикацию шестилетней давности, где радовалась, что решили начать реставрацию. Сказано, но пока не сделано. А ведь монастырь является одним из приоритетных объектов для реставрации в области и Беларуси, включен в Государственный список историко–культурного наследия.


Недавно разговаривали с кандидатом исторических наук Леонидом Нестерчуком, который долгие годы был секретарем координационного совета Брестского облисполкома по охране наследия, о ситуации с реставрацией усадеб и дворцов. Сошлись во мнении, что даже не в деньгах дело. В возрождении и сохранении нашей истории важна позиция местной власти. Подчеркну: именно местной. Есть интерес, желание воссоздать свою историю, закрепить среди архитектурных жемчужин свои богатства в кирпиче и камне — будет все остальное.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter