«Вероника, не рви верóнику», — со стороны кажется, что этот диалог не имеет смысла, пока не побываешь на уроках эколога Руслана Шайкина. Склонившись над небольшим зеленым кустиком с фиолетовыми цветочками, он объясняет первокласснице столичной гимназии № 25, что за первоцвет понравился ей в парке. Девочка на секунду задумывается и выдает: «Красота-а-а, о веронике дубравной теперь хочу почитать в интернете». Привлечь внимание детей к природе — задача со звездочкой, еще сложнее заложить основы экологического мышления, чтобы ребята учились заботиться об окружающей среде, но для педагога с более чем 20-летним стажем невозможного мало. Занятия на свежем воздухе, где непоседы узнают новое о растениях, птицах и животных, он строит по принципу игры. Как результат — малышня знает больше, чем многие взрослые.
Руслан Шайкин.
Птичка-невеличка
Шум-гам на переменке вот-вот закончится, и школьники разойдутся по классам. Первоклашкам повезло больше всех: их учебное время подошло к концу. Сложив в рюкзаки книжки по математике и русскому, бегут за куртками в гардероб, потому что впереди самое интересное — прогулка, где Руслан Валентинович расскажет, как называются недавно появившиеся из земли цветочки, объяснит, что за жук приземлился на рукав, а заодно — какая птица затянула трель на ближайшем дереве.
Баловаться на таких занятиях не хочется. Во-первых, потому что интересно. Во-вторых, можно пропустить вопрос и услышать от одноклассников: «Ха-ха, не знаешь!» Чтобы не оказаться в аутсайдерах, дети ловят каждое слово. Хотя тех, кто отвлекся, педагог, к слову, не журит: насильно впихивать знания в детские головы — все равно что заставлять есть суп, когда перед глазами конфеты.
Здесь подход нужен:
— Какая самая маленькая птица Беларуси? — вопрошает педагог.
— Желтоголовый королек, — хором отвечает ребятня.
Но этот вопрос, так сказать, для разминки. Весенняя погода за окном располагает к теме первоцветов. О них и говорят. Для затравки команда во главе с педагогом отправляется на поиски фиалки. Эти нежные цветы показались совсем недавно, потому самое время отыскать их в природе.
— Ребята, а это что за растение, знаете? Даю подсказку, — с этими словами эколог протягивает им неизвестную траву с мелкими белыми цветочками, приглашая прислушаться к аромату.
— Пахнет… луком? — недоверчиво водит носом мальчишка в синей куртке.
— Почти, но ты близок к ответу, Саша. Это чесночница, — огорошивает педагог и на всякий случай предупреждает, что для кулинарных шедевров растение непригодно.
Дальше — больше. Недалеко от гимназии малышня встречается с интереснейшей находкой. На весеннем ветру трепещут тонкие лепестки ветреницы дубравной и, кажется, отзываются на малейшее дуновение. За раннее цветение ее иногда путают с подснежником, но отличия колоссальные. О них и рассказывает педагог. А заодно предупреждает, что срывать или топтать растение не нужно: его собрат — ветреница лесная — находится в Красной книге. Пренебрежительное отношение к дубравной может закончиться так же. Объяснить столь простую истину в условиях класса было бы намного сложнее, а здесь, на свежем воздухе, ребята схватывают все на лету.
Включаем фантазию
Зеленые классы появились в Минске пять лет назад. Этому город обязан директору Центра экологического воспитания и развития лучшему общественному экологу страны Руслану Шайкину. Увлеченные педагоги курируют 23 столичных учреждения образования. Энтузиасты проводят занятия для начальной школы, вместе с детьми реализуют уникальные проекты, поднимая их уровень экологической грамотности. И это очень нужное дело:
— Помню, как впервые пришел на занятия в одну из школ и с удивлением обнаружил, что многие путают сороку и ласточку, не знают, как выглядит дуб или сосна. Даже о том, что некоторые звери впадают зимой в спячку, слышал далеко не каждый. Решил ситуацию исправлять.
Для этого есть все возможности. Педагоги центра проводят занятия ежедневно, опираясь на происходящее в природе: появились первоцветы — изучают их с детьми, в ближайшем парке видели красавца-зимородка — отправляются на «охоту». Темы продиктованы самой жизнью, актуальны здесь и сейчас, что и вызывает тот самый неподдельный интерес к изучению природы.
Знания дети распространяют на близких. Рассказывая мамам и папам о произошедшем за день, часто делятся тем, о чем не знали даже взрослые. А чтобы ничего не забыть, ведут полевые дневники зеленоклассников. Специально для школьников их разработали в центре пару лет назад. В освоении нового помогают и мини-пособия, где представлены птицы и растения, встречающиеся в наших широтах.
Мальчишкам и девчонкам предлагают и практические задания. Так, в прошлом году педагоги придумали адвент-календарь на 21 день, по которому каждый день ребята выполняли творческие задания: рисовали, собирали корм для птиц, мастерили поделки. В конце экспириенса, как и положено, им достались призы.
Недостаточно креативно? Ладно, держитесь. В центре экологии способны еще и не на то. Здесь реализовали уникальный в своем роде проект «Рождение жизни». Суть — в школе или гимназии педагоги разворачивают мини-лабораторию, где дети наблюдают за появлением на свет перепелят. Птенцы вылупляются в самодельных инкубаторах, а ребята наблюдают за процессом.
В долгосрочной перспективе это дает особое отношение к миру. Можно сказать, что дети и сами превращаются в экологов. Реальный случай, рассказывает Руслан Шайкин, когда в парке зеленоклассница не позволила своему дедушке выбросить в траву пустую бутылку. Так и сказала: «Деда, не нужно. Я лучше в урну отнесу».
— Наши дети со временем стремятся следить за чистотой вокруг, участвуют в субботниках, делают кормушки для птиц, — говорит Руслан Шайкин.
— Кстати, республиканский субботник, который масштабно проходит сегодня по всей стране, очень важен для экологии. Я думаю, к этому событию нужно подключать как можно больше детей и подростков и добавлять развлекательный элемент, чтобы им было интересно.