Иерей Кирилл Гордун: как надлежит отвечать на обиды христианину

Побеждая зло добром

Нет, кажется, ни одного человека, который не хотел бы жить в мире с окружающими, пользоваться их дружбой, поддержкой и доброжелательностью. Но, к сожалению, так уж устроены люди, что вся человеческая история состоит из постоянных стычек и столкновений различных масштабов по разным причинам.
 
После очередного конфликта мы говорим себе: разве можно было так поступить со мной? Я на все готов, только бы не видеть, уйти, уехать, забыть, только бы не вспоминать то, что произошло. Я готов сделать все от меня зависящее — простить, помочь, исправить — и все что угодно отдать, только чтобы все было, как раньше, до этого ужасного случая. Но ничего не исправляется, все остается как есть. И от этого не прощается. Может, и прощается, но вот стереть, выбросить из головы невозможно, никак не получается. Ядовитый туман обиды и тоски помимо нашей воли продолжает душить и мучить. Остается ждать: когда же это все закончится?

Ветхозаветный закон провозглашает: «Если будет вред, то отдай душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб» (Исх. 21:23—25). Этот принцип ограничивает возмездие, делая его адекватным вреду, нанесенному преступлением. Если ситуация накаляется до предела, то хочется уже не «зуб за зуб», а всю челюсть за зуб.

Нравственный закон, проповедуемый Иисусом Христом, безусловно утверждает: «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5: 38—39). Такое поведение ни в коем случае не означает безвольный отказ от борьбы за справедливость. Вовсе нет. Но давайте зададимся вопросом: кто мы такие? Разве мы обладаем абсолютной беспристрастностью и высшей справедливостью? Особенно если дело касается наших интересов. Бывает, когда выслушиваешь одну из сторон ссоры, перед нами возникает образ невинно пострадавшей жертвы от лукавых действий некоего подлеца. Но обратившись к другой стороне за разъяснениями, к своему удивлению узнаешь, что причина разлада — это свинство и бесчестность первой, а вторая — сама угнетенная невинность, попросту вынужденная реагировать.

Поэтому очень важно, если мы чувствуем обиду, поставить себя на место обидчика, попытаться понять его и его образ мыслей, может даже случиться, что он не хотел причинять нам зло. Если мы все-таки обнаружим злой умысел в его действиях, не будем забывать, что мы сами далеко не совершенны. Чаще всего люди самодовольные ощущают себя всегда правыми, и прощение и примирение с ними очень затруднено. Задумайтесь: кто я такой, чтобы требовать справедливости? Разве я все знаю? Все вижу? Ведь есть не только мои желания и стремления, они существуют и у других, и они могут приходить в столкновение с моими.

Помня о своем несовершенстве, мы должны знать, что есть одно непременное условие, без которого человек не может получить от Бога прощения своих грехов: нам нужно прощать чужие. Это условие мы повторяем каждый день по нескольку раз, произнося молитву Господню «Отче наш»: «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» (Мф. 6:12). Речь идет об обидах, которые нередко глубоко нас уязвляют, лишают внутреннего мира и возбуждают ответную агрессию, скрытую или открытую. Так и развиваются конфликты — иногда мы являемся их причиной, а иногда отвечаем на зло злом. Но христианин должен останавливать распространение зла на себе. Если мы у Бога просим прощения, а обидчикам нашим не прощаем, то мы тем самым как бы ставим Бога в неудобное положение.

Прощение ни в коем случае не означает игнорирование обиды или действия, принесшего вред. Соответствующие выводы сделать нужно. Нельзя думать: «Кто ты вообще такой, чтобы мне на тебя обижаться?» Нет, это отказ от мести и даже от мечты о ней. Апостол Павел, как бы продолжая мысль Спасителя, говорит: «Никому не воздавайте злом за зло. Старайтесь делать только то, что все люди считают добром. Живите со всеми в мире, насколько это возможно. Не мстите за себя, дорогие мои, оставьте место Божьему гневу. Ведь написано: «Отмщение — Мое, и Я воздам», — говорит Господь» (Рим. 12:17—19). В заключение, подводя итог и раскрывая цель таких поступков, апостол пишет: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12:21).

«Апостол знал, что враг, хотя бы он был зверь, будучи накормлен, не останется врагом, и что обиженный, хотя бы он был весьма малодушен, накормив и напоив врага, не станет уже и сам желать наказания его, — говорит Иоанн Златоуст, комментируя эти слова. Помнить обиду ― значит уже быть побежденным злом. — Побеждай добром злое. Это и есть победа. Ведь и боец удачнее одерживает победу не тогда, когда подвергает себя ударам противника, но когда приводит себя в такое положение, что противник принужден тратить силу на воздух. Таким образом он не только сам спасается от ударов, но и истощает всю силу противника».

Иерей Кирилл Гордун, клирик храма апостола Андрея Первозванного г. Минска, магистр богословия.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter