Достойный результат
— Татьяна Алексеевна, как сработали предприятия концерна в прошлом году?— Многие предприятия концерна продемонстрировали эффективную экономику в 2023 году. Показатели за прошлый год будут окончательно подсчитаны в начале 2024-го, но предварительные итоги радуют. За 11 месяцев 2023 года промышленное производство концерна «Беллегпром» выросло на 5 процентов. Выручка от реализации продукции — на 14,3. Чистая прибыль увеличилась практически в три раза и составила более 260 миллионов рублей. Рентабельность продаж — 13,8 процента, по промышленным предприятиям — 15.
Несмотря на негативное влияние курса валют, экспорт по итогам года должен составить около 500 миллионов долларов.
— Из-за различных ограничений часть импортных брендов перестала работать на российском и частично на нашем рынке. Насколько успешно их заменили белорусские предприятия?
— С белорусского рынка в отличие от российского в 2022—2023 годах не ушел практически ни один широко известный зарубежный бренд.
Вместе с тем предприятия концерна активно развивают собственную фирменную торговую сеть. Так, за прошедший год предприятиями «Беллегпрома» было открыто около 60 новых оптовых и розничных объектов фирменной торговли на территории Республики Беларусь.29 декабря в ТЦ «Першы нацыянальны гандлёвы дом» открыто еще 27 торговых объектов предприятий, входящих в состав концерна. Всего на 1 января 2024 года фирменная торговая сеть предприятий «Беллегпрома» составляет около 770 торговых объектов на территории нашей страны.
Стратегия отечественных предприятий — предоставить жителям и гостям нашей страны возможность выбора и оценки нашего качества.
Ставка на свое
— Какая работа проводится на предприятиях концерна в сфере импортозамещения?— Импортозамещение сырьевой группы товаров и кооперация по поставке данных товаров — одно из основных направлений импортозамещения, которое реализуют организации концерна «Беллегпром», т.к. в состав входят практически все предприятия отрасли, выпускающие продукцию сырьевой группы.
Хочется отметить, что на данный момент доля отечественных тканей и кожевенных товаров на внутреннем рынке находится в пределах 30—35 процентов.
Задачей является увеличение использования отечественных материалов при производстве потребительских товаров легкой промышленности.
Также концерном «Беллегпром» и предприятиями концерна проводится постоянная работа по развитию кооперационных цепочек по использованию тканей и иных материалов субъектами малого и среднего предпринимательства.
— Какой экспортной стратегии придерживаются предприятия концерна и какие страны являются основными партнерами на сегодняшний день?
— В 2023 году белорусские товары легкой промышленности экспортировались в 95 стран мира. Основную долю занимает экспорт товаров в страны ЕАЭС, среди которых наибольшее преимущество у Российской Федерации — 81 процент. Идет развитие поставок в страны дальней дуги, на сегодня удельный вес экспорта в данном направлении составляет около 8 процентов.
Рост экспорта в 2023 году также отмечен в Казахстан, Азербайджан, Таджикистан, Турцию, Объединенные Арабские Эмираты. Перспективные направления — Китайская Народная Республика и страны Африки.
Наибольшей популярностью пользуются белорусские чулочно-носочные изделия, льняные ткани, пряжа из синтетических волокон, корсетные изделия, ковры, готовая кожа, обувь.
Кооперация дает плоды
— В прошлом году прошел первый белорусско-узбекский женский бизнес-форум. Были достигнуты договоренности о взаимодействии по линии легпрома. Расскажите о них подробнее. Как будет в дальнейшем развиваться взаимодействие с этой страной?— По итогам первого женского белорусско-узбекского бизнес-форума предприятиями легкой промышленности подписаны восемь контрактов, протокол о намерениях и меморандум о сотрудничестве. Общий объем отгрузок составил 675 тысяч долларов, из них по экспортным контрактам — 250 тысяч, по импортным — 425 тысяч.
Идет процесс создания совместного предприятия по выделке овчинно-мехового, каракулево-смушкового, пушно-мехового сырья с ООО «Furshins Company».
Продолжают развиваться совместные кооперационные связи по оказанию услуг по пошиву на территории Узбекистана. В данном процессе активно сотрудничают с узбекскими коллегами ОАО «Світанак», РУПТП Оршанский льнокомбинат, ЗАО «Милавица».
— Как развивается сотрудничество с Россией?
— В 2023 году экспорт предприятий концерна «Беллегпром» осуществлялся в 75 из 89 регионов Российской Федерации, увеличены поставки в 39 регионов.
Наибольший удельный вес в экспорте занимают Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Ростовская область, Краснодарский край и Ставропольский край.
Рост экспорта отмечен в Волгоградскую, Тамбовскую, Ярославскую, Тульскую, Свердловскую, Ленинградскую, Нижегородскую области.
— Как сейчас работает популярный магазин с президентским мерчем «Первый»?
— В Минске работают уже три магазина «Первый». Изделия с цитатами Главы государства пользуются постоянным спросом у жителей и гостей столицы.
— Какие планы по развитию сети «Да дому» и насколько успешен этот проект?
— Торговая сеть «Да дому» набирает свою популярность. В Минске в конце декабря открылся третий торговый объект.
Также в декабре прошлого года открылись магазины в Екатеринбурге и Новосибирске — на территории Российской Федерации. Как отмечают производители, качественные белорусские изделия востребованы у россиян.
В 2024 году планируется активное развитие данного проекта. Будет открыто около десяти магазинов в России в городах-миллионниках.
— Президент объявил 2024-й Годом качества. Какая работа проводится на предприятиях концерна по повышению качества выпускаемой продукции?
— Предприятия концерна «Беллегпром» всегда делали акцент на качество выпускаемой продукции. 2024-й не станет исключением. В рамках проведения Года качества предприятия продолжат работу по обеспечению стабильно высокого качества выпускаемой продукции.
Кроме того, предусматривается совместно с Госстандартом продолжить работу по выявлению на внутреннем рынке товаров легкой промышленности иностранного производства, не соответствующих Техническому регламенту Таможенного союза.
sichevich@sb.by