Коза в кожушке, поводырь, ведущий ее на шлейке, селянин со звездой на посохе, цыганка, Дед Мороз, Снегурочка… В Черном Бору издавна колядовали под звуки бубна да гармони не в Рождественский сочельник, а на старый Новый год. Готовили ритуальное застолье, ждали ряженых. К колоритному обряду присоединились и наши корреспонденты.
В Черном Бору издавна колядовали и щедровали не в Рождественский сочельник, а 13 января — накануне старого Нового года.
Щедрый вечер в живописном, окруженном лесом местечке начинается после 17:00.
— Народ должен вернуться с работы, каждый ведь хочет, чтобы мы к нему заглянули. Верит: приветит ряженых — весь год будет добрым и успешным, — по ходу толкует заведующая Черноборским сельским домом культуры Галина Шинкевич, выступающая в роли поводыря Козы. — Сколько себя помню, а мне 67 лет, из которых 45 работаю в культуре, в селе были верны народным традициям. Перед старым Новым годом у нас всегда несколько групп колядовщиков ходили. Отдельно взрослые, молодежь, детвора.
— Богатый стол накрывали: мясо, бульба, шкварки, блины, сушили подсолнечные, тыквенные семечки, — возвращает нас в прошлое местный старожил — 90-летняя Мария Колбасникова. — От предков знали: перед Рождеством приберешься в избе — и до Крещения мести нельзя. Лентяев у нас отродясь не было, все работали много и справно, но в эти дни не разрешалось ни шить, ни вязать. Даже припевка есть: «На дуба, Калядкi, на дуба, а нам кудзелька не люба…» Принято было отдыхать: петь, гулять да семечки щелкать. А после праздников на пороге избы хозяева рассекали топором веник и кидали его в печь. Такая примета: с сором, что он за год смел, все нечистое из дома уйдет.
В Черном Бору около 100 домов, почти 400 жителей.
— С детства помню, как мама Нина Афанасьевна наряжалась Бабой-ягой: на лицо — чулок, к которому цепляла вырезанные из сырой картошки зубы, на голову платок узлом на лоб. Отец Михаил Яковлевич перевоплощался в почтальона Печкина. Нахлобучивал шапку-ушанку, тулуп, валенки, углем рисовал длинные усы, — вспоминает Снегурочка Ирина Станкевич, в обычной жизни — управделами Черноборского сельисполкома. — Ныне у нас несколько сценариев Коляд. Сохраняя местечковую аутентику, каждый раз добавляем в ритуал что-то новое.
«Адчыняй дзверы, Каляда iдзе — шчасце i здароўе нясе!» — звонко выводят ряженые, и навстречу песне одна за одной распахиваются калитки.
По традиции первой порог дома переступает несущий «Калядную зорку», символизирующую Вифлеемскую звезду, радость и благополучие. За ней — Коза и остальные персонажи. В роли Козы — начальник местного отделения почтовой связи Ольга Казакова.
— Я Коза, потому что хорошо падаю, — смеется Ольга Николаевна. — Существует ритуал: Коза, зайдя в избу, танцует, припевая: «Дзе каза ходзiць, там жыта родзiць, дзе каза рогам — там жыта стогам, дзе каза хвастом — там жыта кустом, дзе каза нагою — там жыта капою». А напляшется — шлепается на пол и помирает. Хозяева должны ее накормить. После чего персонаж, символизирующий начало нового года, новой благополучной жизни, оживает.
В Щедрый вечер поют много обрядовых песен: чтоб урожай был богат, скот плодился, в семье царили лад да покой. А еще гадают. У цыганки в исполнении Дануты Казаковой — добрые карты. Вытягивают люди из ее торбочки по одной, а она — в зависимости от изображения (солнца, кольца, дороги) — пророчит свадьбу, переезд в новый дом или прибавление в семье…
К народным традициям у черноборцев отношение трепетное. Вместе отмечают Коляду, Купалье, Масленицу, возродили старинные обряды «Хрэсьбiны» и «Заручыны». Песням да частушкам, что были тут хитами 100 с лишним лет назад, сельчан научила Надежда Демидовна Лаходынова. Носительницы народных традиций уже нет, а культурное наследие сохранилось.
— Славянский праздник Коляда здесь один из самых любимых, — подчеркивает председатель Черноборского сельского исполкома Юрий Савостиков. — Я и сам по молодости колядовал и считаю замечательным, что земляки берегут народные традиции, передают молодому поколению.
Молодежь активно участвует в действе. «Эти гулянья яркие, веселые, самобытные, в них живет душа народа, — улыбается 14-летняя Влада Станкевич. — Уверена: колядовать в Черном Бору, как в песне, будут еще многая лета».
kislyak@sb.by
В агрогородке Черный Бор на Быховщине издавна на старый Новый год колядовали и щедровали. Посмотрели как
«Идет Коляда — отворяй ворота!»
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Фото:
Андрей САЗОНОВ