Огурцы, зеленый лук и калифорнийские черви: какие предпринимательские инициативы в сельской местности могут оказаться очень успешными

Идеи требуют размножения

Можно разбогатеть не только в городе, но и в провинции. Были бы желание, голова, руки да трудолюбие. И, несомненно, немного везения. Ведь не каждая бизнес-идея, привлекательная на первый взгляд, оказывается выгодной на практике. Увы, предпринимателя всегда преследует риск. Исключить его нельзя, но сократить до минимума — вполне возможно. Нужно только не изобретать заново велосипед, а копировать и распространять в пространстве удачные модели малого бизнеса. Самое интересное, что «изыскания» можно проводить за чужие деньги. Различные международные организации выделяют гранты для малого бизнеса в различных странах, пиаря себя таким образом в регионах. Впрочем, такие инвестиции вполне могут являться драйвером, чтобы на чужих финансах опробовать что-нибудь любопытное. Могут «выстрелить». Корреспондент «Р» изучил сельский предпринимательский проект, который вполне способен утереть нос городским.

Молодец, как огурец

Тепличное хозяйство — один из самых рентабельных бизнесов в деревне. Правда, при правильных подходах и отработанных технологиях. Виктор Артемьев — огородник опытный. Во-первых, приусадебный участок неотрывно связан с жизнью почти всех жителей Копыля. Во-вторых, он долго преподавал в местном колледже. Потом решил организовать собственное небольшое тепличное хозяйство у заброшенной деревеньки Константов. Уже будучи фермером, принял участие в конкурсе проектов по Программе развития ООН на местном уровне, которая финансируется ЕС и реализуется в партнерстве с Минэкономики. На полученный грант — 18 тысяч евро — возвел две теплицы с полной современной начинкой: системами инфракрасной подсветки, капельного полива, автоматического контроля микроклимата… Летом выращивает огурцы, зимой — лук и зелень. Причем по органическим технологиям — никакой химии. Только навоз, доломитовая мука и компост.

Его, кстати, он производит сам. За теплицей расположена «плантация» калифорнийских червей. Они отличаются прожорливостью и всеядностью по отношению к вегетарианским блюдам. С удовольствием съедают любые растительные остатки: палую листву, солому… Словом, разнообразный органический мусор, которого в любом населенном пункте и сельской местности предостаточно. И этот мусор червь-экспат трудолюбиво превращает в первоклассный компост — ценнейшее удобрение для растений.

«Калифорнийцы» не только поставляют «сырье» для теплиц, но и делают хозяйство фактически многопрофильным. Виктор Артемьев признается: компост — отдельный товар. Весьма востребованный. Вот недавно без малого полторы тонны приобрели предприниматели для выращивания рассады. Да и черви сами также являются товаром: «ребята» полезные. Особенно в сельской местности.

Оказалось, эксплуатировать заморских червячков может чуть ли не каждый дачник. Для этого используют специальные сборно-разборные контейнеры: забрасывай слоями органический мусор, а червячки сами со своей задачей справятся. Требуют они минимум внимания, зато круглосуточно производят компост для приусадебных грядок. Для пропаганды вермикультуры к делу подключили среднюю школу № 2 Кличева. Сейчас дети буквально «болеют» червями: выращивают их, изучают, пишут исследовательские работы. И родителей приучают к вермитехнологиям.

Один в бизнесе не воин

Фермерское хозяйство в Константове чувствует себя вполне крепко и уверенно. Постоянный штат — четыре работника, но в сезон количество занятых доходит до 10—15. Зарплата выше, чем в среднем платят за такой же труд в регионе, уверяет Виктор Артемьев. Со сбытом продукции тоже проблем особых нет. Фермер хвастается: его огурцы потребители знают. Все-таки органические технологии даже очень существенно сказываются на вкусовых качествах овощей. В будущем предприниматель планирует расширяться.

Вопрос в другом: много ли последователей у его опыта? Пока овощеводство, по крайней мере для малого бизнеса, не превратилось в движение районного масштаба. Собственно говоря, потребность в овощах у сельскохозяйственного по своей сути района не очень высокая. Большое количество фермеров региональный спрос не прокормит. Для «размножения» теплиц необходима другая система сбыта: с выходом на поставки в крупные торговые сети. Или даже на экспорт. Но тогда необходим агрегатор: структура, которая отвечала бы за сбыт продукции.

Заместитель председателя Кличевского райисполкома Алексей Половиков признается: для тиражирования удачного опыта малого предпринимательства на земле необходимы организационные усилия. В целом представитель районной администрации видит перспективу именно в органическом земледелии. Другой вопрос, что соответствующего законодательства в стране еще нет. Но можно получить зарубежные сертификаты. Один из СПК работает в этом направлении и будет одним из первых, кто получит официальное признание своей продукции как экологически чистой. По крайней мере, в понимании этого слова по зарубежным стандартам. Впрочем, для экспорта этого достаточно. Если все пойдет по плану, то хозяйство будет одним из первых в стране, которое получит статус «зеленого». Для Кличевского района это успех, считает Алексей Половиков. Возможно, крупное хозяйство станет драйвером, в фарватере которого поплывут к успеху и небольшие частные производители. Хотя как будет выглядеть конфигурация районного овощеводства, до конца не понятно.
Червь-экспат трудолюбиво превращает органический мусор в первоклассный компост.

Строем к успеху

Кличевский огурец в какой-то степени отражает проблему всего нашего малого производственного бизнеса, которая тормозит его развитие. Спрос по соседству далеко не всегда позволяет размножаться удачным проектам. А выход со своей продукцией за пределы даже родного района обычно таит дополнительные риски плюс накладные издержки. Зачастую неподъемные для малых компаний. И перед бизнесменами стоит дилемма: либо набраться смелости и пытаться дорасти хотя бы до уровня производителя областного или национального масштаба. Другими словами, превратиться из малого в крупный бизнес. Или топтаться на месте исключительно локального развития со всеми ограничениями.

В развитых странах эти проблемы решаются через ассоциации: отраслевые и региональные. Такие структуры собирают в «пучок» «соломинки» тех же фермерских хозяйств, что позволяет конкурировать на широком рынке. И именно ассоциации занимаются маркетинговыми исследованиями, разрабатывают технологии и стандарты, следят за чистотой производства своих участников.

К сожалению, в стране еще не сложилась культура организации малого бизнеса. По крайней мере, производственного. Поэтому хорошие идеи могут так и остаться на уровне красивых идей. Та же вермикультура. Теоретически, у нее есть перспектива для каждого подворья. И в том же Кличевском районе взят неплохой старт. Да, сегодня район «болеет» червячком. Даже тематический фестиваль проводится. Больше 100 вермиконтейнеров, закупленных на европейские деньги, раздали по домам. Жители довольны. Но, как признаются даже инициаторы проекта, с закупкой разборных пластиковых емкостей возникли определенные сложности. И это у международной организации. Простому смертному приобрести вермиконтейнер явно будет очень сложно. Придется очень сильно захотеть и попотеть. К слову, эта емкость не представляет из себя ничего сверхъестественного: набор пластиковых деталей. Подозреваю, технологически не является большой проблемой наладить их выпуск в стране. Вроде бы и профильные компании есть. Но им для освоения новой продукции необходим гарантированный спрос. А кто его может гарантировать? И идея начинает изобиловать рисками. Иногда неоправданными. Поэтому, возникнув, вермикультура рискует зачахнуть. Жаль, если так получится. Проект-то, по сути, получился очень даже симпатичный.

volchkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter