Помните, как выглядел ваш школьный кабинет географии? Карта на стене, глобус на столе учителя, учебники… Сегодня, когда инновации становятся неотъемлемой частью всех сфер нашей жизни, не исключено, что и оборудование учебных классов в Беларуси станет инновационным. Этот вопрос обсуждался вчера на республиканском совещании «Средства обучения и учебное оборудование: состояние, проблемы и перспективы».
Главная деталь современного кабинета географии – интерактивная доска, напоминающая скорее гигантский монитор компьютера. «Это не просто доска как средство отображения, — рассказывает исполнительный директор Межгосударственной ассоциации разработчиков и производителей учебной техники (МАРПУТ) Владислав Демьяненко, представляя оборудование выставки, которая прошла в рамках совещания. – К ней есть все программные средства, чтобы, скажем, продемонстрировать ученику биосферу, зоосферу и т.д.».
Все представленное на выставке оборудование произведено в России и странах СНГ. Но, как заверили соседи, это не опытные образцы, а то, что широко используется на практике. «Это реальные фрагменты классов, которые мы просто взяли со складов и привезли сюда, — отмечает Владислав Демьяненко. — Это классы физики, химии, географии, биологии, новинки для изучения курса иностранного языка – то лучшее, что сегодня есть в этой области, а также развивающие системы для ребят младшего возраста. И в дополнение мы привезли то, что сегодня, как нам стало известно, интересует Беларусь: оборудование для малокомплектной школы».
Конечно, упомянутая интерактивная доска пока еще редкость и в России, но темпы ее внедрения в учебный процесс, по словам собеседника, нарастают. Способствует этому и снижение цены: от, как минимум, 200 тысяч российских рублей еще год назад до 50—70 тысяч. Причем одни из самых укомплектованных вовсе не столичные школы, а учебные заведения таких регионов, как Кубань, Чувашия, которые вкладывают в это много собственных средств.
Продолжая разговор о ценах, Владислав Демьяненко отметил: «Мы находимся в средней ценовой зоне, в то время как по качеству наша продукция идентична европейской. Это подтверждают международные выставки. И в методическом смысле наше оборудование гораздо богаче западного, поскольку мы даем его вместе с методикой».
К слову, МАРПУТ, невзирая на межгосударственный статус, свою продукцию в Беларусь пока не поставлял. Но с некоторыми белорусскими предприятиями, занимающимися производством средств обучения, сотрудничает.
В свою очередь заместитель министра образования Беларуси Казимир Фарино отметил: «Сегодняшнее мероприятие — прекрасная возможность ознакомиться с новинками в области средств обучения и учебного оборудования. В Беларуси сегодня нет проблем с учебниками и учебными пособиями – мы издаем все национальное. Хорошая оснащенность такого предмета, как информатика, и в целом по информационным технологиям. Порядка 70 % — это наш отечественный продукт. Но учебное оборудование для кабинетов физики, химии, биологии и т.д., которое не выпускается в Беларуси, необходимо приобретать. И необходимо, чтобы те средства, которые выделены на реализацию программы развития общего среднего образования в разделе учебного оборудования и средств обучения, а это около триллиона рублей на 10 лет, были потрачены рационально. От этого во многом зависит качество образовательного процесса».
Так что можно сказать, что в скором будущем и белорусские школы будут оборудованы по последнему слову техники. И, возможно, даже белорусского производства. Как подчеркнул Казимир Фарино, еще одним итогом встречи станет установление контактов с российскими производителями и поставщиками с последующей организацией совместного производства средств обучения и учебного оборудования, а также научной проработки процесса.