Проблемный репортаж
Следы от телеги вели в лес возле отселенной после чернобыльской аварии деревни Новая Ельня. «Грибники пожаловали», — предположил главный специалист по Краснопольскому району администрации зон отчуждения и отселения Министерства по чрезвычайным ситуациям Александр Овсяник и оказался прав. Привязанную к дереву лошадку, а рядом с ней телегу с ребятишками он обнаружил в полукилометре от дороги. «Мама с папой за грибами пошли», — бесхитростно «сдал» родителей семилетний мальчишка...
— Как понять людей, собирающих дары леса в таком «грязном» месте? — сокрушается Овсяник. — Хоть бы детей пожалели! Кто знает, как скажется радиация на ребенке? Они же живут в Краснопольском районе и не могут не знать, что здесь высокая плотность загрязнения цезием — более 40 кюри на квадратный километр. Тем не менее «за грибочками на супчик» из своей деревни поехали аж за 25 километров — в зону. На нарушителей (а их было пятеро — родители мальчика в компанию взяли еще одну семью: мать, отца и бабушку 4–летней малышки) составили административный протокол, передали в суд. В итоге каждый из них заплатил по 350 тысяч рублей. Отделались по минимуму: грибникам, орудующим в зоне, грозит штраф от 10 до 30 базовых величин.
Лисички уничтожили на месте. Но банку грибов Александр Овсяник все же отвез в районный центр гигиены и эпидемиологии. Там выяснилось: содержание радионуклидов в них в пять (!) раз превышает допустимую норму.
— Краснопольский район сильно пострадал от чернобыльской аварии, — не удивился такому результату специалист. — Хотя здесь и остались так называемые условно чистые места, где разрешен сбор грибов и ягод: в Краснопольском, Нивицком, Старинковском лесничествах. Но людей так и тянет отведать запретный плод. Сколько бабушек, детей мы у «грязного» леса разворачиваем! Объясняем, что на территориях с плотностью загрязнения цезием 15 и более кюри даже спустя десятилетия после катастрофы не может быть «чистых» грибов и ягод. Из десяти проб грибов, собранных в зоне с плотностью загрязнения до 15 кюри, 6 — 7 всегда превышают допустимые нормы. Тем не менее люди на всякие ухищрения идут, чтобы дары леса из зоны вывезти. На «тихую охоту» в 4 утра выходят и там — до темноты. В лесах возле отселенных деревень — непролазные чащи, так что отыскать притаившегося грибника не так–то просто. Услышав шум мотора и увидев свет фар, люди в траву прячутся. Но мы все равно находим. Рейды проводим каждый день, машины оставляем на въезде, а лес прочесываем пешком. Нарушителей наказываем. Правда, если человека с набитым грибами рюкзаком встретим на опушке, по другую сторону запрещающего знака, протокол составить уже не вправе. Он же божится, что собирал их на соседней, «чистой» территории. Попробуй докажи, что лукавит. А потом неизвестно, где «всплывут» эти дары леса...
Доказать, что людей в зону приводит корысть и грибы–ягоды они собирают не для себя, а на продажу, еще труднее. Случайно забредший в эти края человек с лукошком, заплатив 350 тысяч штрафа, вряд ли когда–нибудь сунется сюда снова. Но есть грибники, которых специалисты администрации зон отселения и отчуждения знают в лицо!
— Да не бывает в таких лесах случайных людей! — уверена заместитель начальника администрации зон отселения и отчуждения по Могилевской области Ева Лосева. — Перед каждой деревней, где уровень радиации превышает предельно допустимую норму, стоит специальный знак. Знаками обозначены и выведенные из сельскохозяйственного оборота земли. Вход на эти территории без пропуска запрещен. На Могилевщине таких знаков — более пятисот. Мы каждый год их обновляем, устанавливаем по 150 новых. А люди хитрят: мол, никаких предупреждений не видели. Некоторые «уникумы», пойманные «на месте преступления», наивными прикидываются: «Какая радиация? Ничего о ней не слышали!» К сожалению, грибников в зоне в этом году намного больше, чем в прошлом. В лесу полно лисичек, вот и «охотятся». За два последних месяца мы передали в суд 19 протоколов о незаконном сборе грибов на «грязных» территориях. 8 любителей «тихой охоты» задержали в Краснопольском районе, 11 — в Славгородском. А ведь сбор даров леса запрещен еще и на отдельных участках Чериковского, Костюковичского, Климовичского районов... Но люди в эти леса ходят уже совершенно спокойно: даже перестали проверять дары леса на радионуклиды. Сотрудники районных центров гигиены и эпидемиологии говорят, что за сезон приносят на проверку не более 10 — 15 проб. Хотя грибников в каждом районе — сотни.
Специалисты администрации зон отселения и отчуждения по Могилевской области в «грязные» леса наведываются ежедневно. В выходные проводят совместные рейды с милицией, экологической и санитарной службами, лесниками.
— Поймать всех грибников невозможно, как и дать стопроцентную гарантию, что собранные ими лисички не попадут на чужой стол, — предупреждает Ева Лосева. — Чтобы не подвергать себя и близких опасности, обходите стороной торгующих грибами–ягодами возле рынков, магазинов. Иначе рискуете нарваться на урожай из зоны. Кроме того, при покупке не стесняйтесь поинтересоваться у продавца, есть ли у него документы о прохождении радиологического контроля.
Начальник администрации зон отселения и отчуждения МЧС Юрий Кузьмич встревожен тем, что людей, незаконно проникших в «грязную» зону, в этом году заметно больше:
— Если в 2007–м нашими сотрудниками и работниками милиции было составлено 230 протоколов за несанкционированное нахождение на закрытой территории, то на конец августа нынешнего года — уже 305. А грибной сезон только начался...
Кстати
По данным отдела радиологического контроля Могилевского областного Центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья, в этом году «грязные» грибы поступали из разных районов: Чериковского («забраковано» 6 проб), Славгородского (6), Костюковичского (5), Быховского (2), по одной пробе — из Краснопольского и Кличевского районов. В некоторых грибах содержание радионуклидов превышало допустимые нормы в 2 — 2,5 раза, а в лисичках, привезенных из Славгородского района, — в 20 раз!