Сами добывают, сами дробят, сами производят плитку. Гранит, украсивший обновленный Монумент Дружбы на границе Беларуси, России и Украины, — первая продукция нового производства, открытого на щебеночном заводе «Глушкевичи», филиале предприятия «Гомельоблдорстрой». Полный цикл делает этот объект уникальным, подобного в стране больше нет.
Огромный карьер 2,5 на 3 километра на окраине Лельчицкого района поражает масштабами. Здесь 30‑тонные БЕЛАЗы на фоне залежей гранита выглядят как детские машинки. В 2007 году геологи провели доразведку этого карьера, названного в честь местного урочища «Крестьянская Нива», и уточнили цифры: эксплуатационные запасы строительного камня составили 67 миллионов кубометров. Еще 274 миллиона — так называемые балансовые. Это те залежи, которые и в план работы еще не включены. Хватить должно надолго, уверяет директор щебеночного завода Роман Михалков:
— В год мы производим около миллиона тонн щебня из добытого строительного камня. В 2018‑м этот показатель составил 1 миллион 55 тысяч тонн. С учетом таких объемов только разведанных запасов хватит лет на 200, а всех — на куда больший срок.
Процесс добычи начинается со взрыва. Используются не порох и динамит, как полвека назад, а жидкая субстанция, заливаемая в специальные скважины. Обломки породы карьерные самосвалы вывозят на дробильный участок. Пять производственных линий круглосуточно дробят камень в разный по размеру щебень: сначала глыбы разбивают на крупные куски, потом перемалывают конусными дробилками. Эти мелкие кусочки в составе железобетонных изделий скоро могут стать частью нового дома, а некоторые пойдут на ремонт дорог. Щебень кубической формы хорош для поверхностной обработки проезжих частей, что минимум на пять лет увеличивает срок службы покрытия. Основные потребители щебенки — строительные организации Гомельщины. Часть идет на экспорт. В прошлом году в Россию отгрузили продукции на 990 тысяч долларов. По объемам могли бы и больше, вопрос в логистике, не скрывает заместитель генерального директора предприятия «Гомельоблдорстрой» Александр Куделько:
— Сюда не доходит железная дорога. Мы доставляем автотранспортом продукцию до станций «Житковичи», «Козенки», «Пхов». Но этот путь увеличивает цену щебня вдвое.
Бурильщик шпуров Григорий Бурим.
Новое направление в развитии щебеночный завод получил в прошлом году, когда началась разработка уникального месторождения облицовочного камня «Карьер Надежды» площадью более 12 гектаров. Долгие годы это месторождение было законсервировано. Приступить к работам удалось благодаря поддержке Президента. 4,5 миллиона рублей выделено из республиканского бюджета, 1,9 миллиона — из областного. Новый карьер — объект совершенно иного уровня, даже по способу добычи. Элитные гранитные глыбы здесь или выпиливают с помощью алмазно‑канатной установки, или организуют микроподрывы: скважины и шпуры, пробуренные с ювелирной точностью, заполняют специальным составом, который при взрыве не наносит лишних трещин.
— Сейчас мы делаем заказ для Петрикова, где в этом году проходит комплексное благоустройство. В первой декаде июня отгрузим два километра бордюрного камня, 150 тонн брусчатки, 50 квадратных метров облицовочной плитки и больше 200 квадратов плитки для обустройства лестниц.
Планируется, что до конца года в новом карьере добудут 32 тысячи кубометров горного массива. Скоро появится дополнительное оборудование, будет освоено производство новых видов продукции. Пока гранит из «Карьера Надежды» решает вопрос с импортозамещением, а в перспективе может поставляться на экспорт.