Монументу Победы в Минске — 70 лет: история создания символа всенародной памяти

Грани подвига и славы

Один из символов белорусской столицы и место, к которому люди несут цветы в дни главных государственных праздников, — это монумент Победы в самом центре Минска. Памятник, как может показаться, безымянный — здесь не указаны имена и фамилии. И в то же время глубоко личный для каждого: он установлен в честь воинов Советской армии и белорусских партизан, погибших в годы Великой Отечественной. Торжественное открытие монумента состоялось ровно семь десятилетий назад, 4 июля 1954 года.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

— Запомните, пожалуйста: приходите к памятникам, к Вечному огню, тихо и спокойно, без всякой организованности, можно без цветов. Помните и кланяйтесь тем, кто подарил нам свободу, если мы не хотим воевать.

Президент Беларуси Александр Лукашенко на церемонии возложения венков и цветов к монументу Победы в рамках патриотической акции «Беларусь помнит!», 9 мая 2024 г.

От идеи до воплощения

В 1954 году монумент установили в центре площади, которая тогда именовалась Круглой и свое нынешнее название — площадь Победы — получила лишь спустя четыре года. К слову, идея памятника у белорусского архитектора Георгия Заборского (именно он и его коллега Владимир Король позже станут ведущими архитекторами в процессе создания монумента) возникла еще в 1942‑м.  
«Я избрал для работы составление эскиза‑идеи проекта памятника Героям Отечественной войны. У меня появилось много различных идей…» — писал он из госпиталя городка Троицка Челябинской области в правление Союза архитекторов БССР. Тогда же появились первые наброски и эскизы.
Лишь осенью 1950‑го, когда Управление по делам архитектуры при Совете Министров БССР объявило конкурс на создание проекта памятника воинам Советской армии и белорусским партизанам, прежние наработки удалось «привязать к местности». И отстоять свою изначальную идею, причем в жесточайшей конкуренции: в конкурсе приняли участие более 70 архитекторов и скульпторов из Москвы, Ленинграда, Минска, Риги и других городов. К творческому дуэту Заборского и Короля присоединились скульпторы Заир Азгур, Андрей Бембель, Алексей Глебов и Сергей Селиханов (именно они являются авторами бронзовых горельефов на четырех гранях постамента) — и в результате белорусы получили яркую жемчужину монументального белорусского искусства.

Память не стареет

38‑метровый обелиск из серого гранита, который венчает выполненное из бронзы и смальты изображение ордена Победы. Грани обелиска — расчлененные стилизованными под белорусский национальный орнамент узкими полосами и завершенные одной широкой. Обвитый лавровой бронзовой ветвью меч у основания памятника. По бокам — четыре бронзовых венка… Образ, знакомый с детства. Не все, однако, знают, что еще один важный элемент, входящий в этот архитектурный ансамбль, — Вечный огонь перед монументом — был зажжен на семь лет позже открытия памятника. Это произошло 3 июля 1961 года, через несколько месяцев после прихода в столицу БССР природного газа.

Монумент и прилегающие к нему объекты архитектурного ансамбля несколько раз подвергались реставрации. Первая, в 1984 — 1985 годах, совпала со строительством первого участка Минского метро и последовавшей за этим глобальной реконструкцией площади Победы. Площадь стала овальной, под землей появилась кольцевая галерея с мемориальным залом. Гранитный обелиск и орден на его верхушке обновили, а перед монументом в специальные тумбы‑постаменты были заложены капсулы с землей из городов‑героев и Брестской крепости. Позже площадку и сам монумент ремонтировали в 2003‑м, а также в конце прошлого десятилетия. К 75‑летию Победы, в частности, укрепили бетонное основание, ликвидировали трещины на некоторых конструкциях, убрали солевые потеки на гранитной стеле, модернизировали инженерные сети, подсветку. Отреставрирован с использованием сусального золота и орден, венчающий обелиск.
К слову, на последнюю модернизацию площади Победы и реставрацию монумента были привлечены в том числе и средства от республиканского субботника 2019 года. Иначе говоря, свой вклад в сохранение дорогого каждому белорусу места увековечения памяти предков внесли миллионы жителей страны. И это тоже глубоко символично.
ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ

Проект Георгия Заборского и Владимира Короля первоначально предполагал возведение 48‑метровой стелы, однако из‑за сжатых сроков (монумент хотели открыть к 10‑летию освобождения Минска) масштабами пришлось пожертвовать.

Обоим белорусским зодчим, трудившимся над созданием монумента Победы, позже было присвоено звание «Народный архитектор СССР», которое в среде градостроителей почитается выше, чем Герой Социалистического Труда.

Солистка Большого театра оперы и балета Белорусской ССР, народная артистка СССР Тамара Нижникова, ставшая в 1954 году свидетельницей открытия монумента, позже вспоминала, что многие на торжественной церемонии плакали и даже становились на колени. Так же поступали и приходившие на Круглую площадь в последующие дни — настолько сильны были чувства людей.

3 июля 1984 года у монумента Победы был впервые выставлен Пост № 1. Символическая «Вахта Памяти», в которой участвуют учащиеся учреждений образования, продолжается вот уже 40 лет.

ВАЖНОЕ В ДЕТАЛЯХ

На четырех гранях постамента размещены бронзовые скульптурные композиции (горельефы). «9 мая 1945 г.» (скульптор — Андрей Бембель) — показывает триумф Победы. Именно над ней расположен герб БССР. «Советская армия в годы Великой Отечественной войны» (скульптор — Сергей Селиханов) — иллюстрирует момент боя. «Партизаны Белоруссии» (скульптор — Алексей Глебов) — отражает один из эпизодов «рельсовой войны». «Слава павшим героям» (скульптор — Заир Азгур) — показывает скорбь народа над могилой героя.


Бронзовый меч, увитый лавровой ветвью (скульптор — С. Салтыков) — символ Победы.


Венок из художественного стекла с подсветкой изнутри в Мемориальном зале под площадью Победы (художник — В. Позняк) — символ Вечного огня памяти. На стене — бронзовый силуэт звезды Героя Советского Союза и пластины с именами сотен солдат и офицеров, погибших при освобождении Беларуси от немецко‑фашистских захватчиков и удостоенных высшей степени отличия.


Четыре бронзовых лавровых венка на кубических стилобатах ступенчатого подиума монумента (скульптор — Сергей Адашкевич) обозначают четыре фронта, воины которых участвовали в освобождении Беларуси.

nesterov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter