Кто воспитывает наших детей
Многие ищут единомышленников. Правда, интересы порой такие, что не всегда сразу поймешь: людей объединил общий диагноз или им просто интересно заниматься какой‑то откровенной ерундой. Или за всем этим кто‑то стоит и преследует свои цели. Что скрывается под понятием «субкультура»?
Странные способы самовыражения
Объединения по интересам лежат в основе субкультур — групп в обществе, нормы и ценности которых отличаются от общепринятых. Чаще всего такие «кружки» наиболее привлекательны для молодежи. Ведь едва повзрослев, наши дети стремятся попробовать себя в новой, «взрослой» роли. Подростку хочется быть непохожим, придать себе ореол исключительности, особенности. Вот, правда, другая сторона «взрослости» порой в силу возраста и отсутствия жизненного опыта игнорируется — ответственность, обязательства, забота о других, умение самостоятельно принимать решения… Все это придет с годами. Или не придет совсем, такое тоже бывает.
В определенный период времени подростку хочется делать все по‑своему. Тут важно помнить, что управляемость, к сожалению, как раз и свойственна группам по интересам (не всем, но многим). Просто командуют там не родители и учителя, а другие взрослые или такие же подростки, признанные лидерами.
Но иногда за пропаганду каких‑то направлений берется, например, бизнес, который ради собственной прибыли провоцирует недовольство чем‑то или навязывает некие нормы поведения. Или даже не бизнес. На представителей субкультур бывают планы и у различных влиятельных глобальных структур.
Точно спорт?
Не так давно в том числе и у нас появились странные юноши и девушки, которые бегают на четвереньках, используют анималистические аксессуары (маски, хвосты, перчатки, имитирующие лапы или копыта), издают звуки, подражая повадкам животных.
Со стороны это смотрится довольно дико. Что бы там ни говорили поклонники квадробинга, а именно так это называется, никакого умиления или восхищения он не вызывает. Наоборот, недоумение и ощущение, что перед тобой граждане с глубокими ментальными нарушениями.
Потому что одно дело, когда «я кошечка» в ходе игры, мяукая, говорит 5‑летний ребенок, и совсем другое, когда 15 — 20‑летние люди изображают из себя животных. Кстати, это направление под свое крыло ожидаемо взяло ЛГБТК+.
Именно эти «прекрасные люди», стоящие на страже любой гендерной девиации, требуют, чтобы квадроберам не мешали играться и идентифицировать себя собачками, лягушечками, птичками. Даже если от этого страдают окружающие. Ведь такой «экземпляр», например, в классе — это реальная проблема для других учеников и учителей. А дальше и для всего общества.
Потому что ребенок, которого в 8 лет взрослые привели в квадробинг и сказали, что это нормально, к 20 годам, не один год побегав на четвереньках, явно перестанет считать себя человеком. И заинтересованность ЛГБТК+ в этом вполне понятна — этим бы только ряды девиантов всех мастей пополнять.
Кстати, квадроберы просят не путать их с фурри, которые называют себя поклонниками антропоморфных (человекоподобных) животных. Увлечение у этих проявляется на разных уровнях: от творчества до создания костюмов, участия в фестивалях и сходках. Они тоже ходят на четвереньках, подражая изображаемым животным, но уже не стесняются признаваться, что испытывают к ним сексуальное влечение. По‑моему, те же квадроберы, но уже повзрослевшие и окончательно определившиеся со своими предпочтениями.
А некоторые психологи в один голос заявляют, что «не видят ничего плохого» во всех этих «увлечениях». И даже находят в этом позитив, мол, дети, в большинстве своем сидящие в гаджетах, занимаются спортом и это прекрасно. У таких психологов хочется спросить: ваши отпрыски тоже «занимаются спортом», а еще мяукают, царапаются и требуют себе сухой корм с лотком? Уверена, что нет, — своих ведь жалко. А то, что чужие в будущем пополнят ряды клиентов таких психологов и психиатров, — так это, видимо, ничего страшного?
Квадробинг набирает обороты во многих странах, кое‑где уже проводят соревнования и требуют признать его спортом. Как любое извращение, его будут все активнее рекламировать, защищать и всячески проталкивать. А потом и спортом признают. Отчего ж не признать, ведь спорт на Западе уже превратился в такое, что там действительно только мяукающих и лающих не хватает. Но сейчас квадробинг пришел и в нашу страну. И с этим надо что‑то делать. Потому что потом придется только лечить, а это и накладно, и не всегда возможно.
Отобрать скакалку
И еще одно такое же «безобидное увлечение» широко распространяется в мире. Называется оно хоббихорсингом — это когда люди «скачут на лошадках», состоящих из палочки, зажатой между ног «всадника», и условно лошадиной головы. В моем детстве на таких «скакунах» иногда «выезжали» «богатыри» в возрасте от 3 до 5 лет.
Теперь вот взрослые люди скачут, изображая участие в соревнованиях по выездке и конкуру. Есть у таких «адептов» и своя федерация, свой руководитель, местные и международные соревнования. В России такая федерация уже действует.
Родиной хоббихорсинга считается Финляндия. В 2012 году местная энтузиастка Алиса Аарниомяки организовала ему рекламу, тренировки и соревнования. И процесс пошел. Следом за Финляндией «заскакали» Швеция, Голландия, Германия, Эстония и Россия. Кстати, сегодня хоббихорсинг в Финляндии включен в обязательную учебную программу в некоторых школах.
Теперь вот и в Беларуси это пытаются распространять. И, как всегда, тут же вылезли «профессиональные» психологи, которые видят в этом лишь спорт, пользу и никаких причин для волнений.
Только мне кажется, что, навязав миру пару сотен гендеров, корпорации, зарабатывающие миллиарды на чем угодно, именно это «что угодно» и объявляют нормой. Чтобы люди вообще перестали думать — сказали им, что на палочках скакать прекрасно, и они поскакали. Ведомые, управляемые и без зачатков критического мышления.
Тут только старый анекдот вспоминается: три дня и три ночи скакал Иван Царевич, пока у него скакалку не отобрали…
А что дальше? Ралли Париж — Дакар с рулем от детской машинки в руках? Отберите же у них кто‑нибудь скакалку, пожалуйста. И палочку, на которой они скачут, тоже отберите.
Стиль обязывает
Одной из первых субкультур США можно считать движение зут, последователи которого в начале 30‑х годов прошлого века отличались ношением одежды гипертрофированно делового стиля — мешковатые брюки с высокой талией и удлиненный пиджак с объемными плечами. Пошив такого костюма в то время стоил баснословно дорого, но носили его преимущественно представители национальных меньшинств — малообеспеченные и тяжело работавшие. Костюм стал для них своеобразным протестом, ведь они в те времена были фактически изгоями, должны были знать свое место и одеваться скромно, а получалось наоборот — шиковали.
Во время Второй мировой войны зутеров в США преследовали. Однако стиль пережил войну и со временем лег в основу других молодежных движений. Среди них, например, британские тедды, советские стиляги, зазу во Франции, чешские «потапки» (поганки). Особой любовью костюмы зут пользовались и у американской мафии.
А еще можно вспомнить хипстеров, битников и многих других.
После бурных молодежных движений 1940 — 1960‑х годов в Америке почти на десятилетие в этом направлении случился застой. Протестовать стало не о чем, благосостояние населения росло, острые вопросы решались достаточно быстро. Пока Англия не подарила субкультуру панк (от английского punk — «отброс», «подонок»). Понять, кто это такие, можно, вспомнив хиппи и сделав все наоборот. Вместо гармонии с миром — агрессия и неподчинение. Вместо единения с природой — урбанизм и жизнь на свалках. Мелодичные песни сменились уличным роком, а яркий и легкий стиль в одежде — черными косухами, шипами, тяжелыми ботинками, волосами диких расцветок и торчащими ирокезами.
На основе панк‑культуры выросли готы. Их темная романтика во многом перекликается с романтизмом XIX века, увлечением иррациональным, демоническим и гротескным. Поэтому внешние проявления готов — черный цвет, особый макияж и символы «кладбищенской эстетики» разных эпох.
Деструктив не пройдет
Практически все направления субкультур, которые развивались в США и Европе, чуть позже приходили в СССР. И с ними активно боролись как идеологически, так и в реальной жизни.
В 80‑х годах прошлого века, когда Советский Союз уже трещал по швам, представители молодежных движений вышли из подполья и с большим энтузиазмом ринулись отвоевывать себе место под солнцем. Беларусь не стала исключением. Рокеры и металлисты били волнистов, панки и рэперы дрались с брейкерами, качки и гопники шли стенка на стенку с футбольными фанатами, а к 1990‑м во все это месиво хлынул криминал и стрелковое оружие…
И лишь когда Президентом Беларуси стал Александр Лукашенко, на улицах белорусских городов закончился не только криминальный беспредел — справились и с особо буйными представителями субкультур. Даже футбольные фанаты, которые во многих странах до сих пор кошмар местных правоохранителей, в Беларуси ведут себя как приличные люди.
В то же время субкультуры потихоньку перебрались в интернет и соцсети. И лишь самые деструктивные продолжают вылезать в реальную жизнь.
Перечислю лишь некоторые из них и еще раз подчеркну: в Беларуси очень серьезно работают с любым деструктивом. Это, конечно, не снимает ответственности с родителей, которые просто обязаны знать, чем дышит их ребенок, и вовремя реагировать на появление у него интереса, например, к движению зацеперов, АУЕ, «Беги и умри», «Поясни за шмот», ЧВК «Рёдан».
В нашей стране таким направлениям развернуться, конечно, не дают, но знать, с чем мы имеем дело, надо. Особенно родителям и учителям. Потому что в интернете дети торчат сутками…
Несколько слов об АУЕ. Расшифровывается аббревиатура как «арестантский уклад един». Здесь пропагандируется система ценностей и норм поведения организованной преступности («воровских понятий»).
В 2020 году в социальной сети «ВКонтакте» было выявлено 30 тысяч групп, связанных с АУЕ, на которые подписаны до 6,5 млн человек, в «Одноклассниках» — 14 тысяч групп и 500 тысяч подписчиков. На видеохостинге YouTube около 2 млн каналов, которые размещают тематическое видео, пропагандирующее воровские понятия.
Вписаться в нормы
Многие субкультуры XX века давно канули в Лету. Нынешние тоже в большинстве своем исчезнут, можно предположить, бесследно. Им просто некуда встроиться.
Разве что в маргинальную культуру жестокости. На Западе, кстати, с этим проблем нет — там в обществе все шире открывают двери для откровенных и даже агрессивных извращенцев.
Но нам‑то это зачем? Ведь в случае со многими современными субкультурами речь идет об отказе от человеческой природы, о попытке «движения назад». Ждать, что из этого вырастет что‑то прогрессивное или даже эволюционно приемлемое, не приходится.
Некоторые считают, что большинство современных различных субкультурщиков — это аутсайдеры, которые не вписались в общество в классическом его понимании. Не соответствуя представлениям большинства о «нормальном человеке», они сознательно отказываются от общепринятых принципов и уходят в свой мир, где их принимают лишь такие же.
Социологи идут дальше и называют таких людей «застрявшими между социальными группами» или маргиналами. А мы же не хотим, чтобы наши дети росли маргиналами? Тогда их нужно воспитывать не интернетом, а любовью и искренним вниманием в реальной жизни.
В ТЕМУ
Когда все уже привыкли, что новые субкультуры — удел белых, о себе в 1980‑х напомнили чернокожие жители нью‑йоркских гетто, где возник хип‑хоп. Главным лейтмотивом здесь становится противостояние с полицией, борьба против несправедливости. Эта субкультура включает в себя несколько направлений: музыкальное (рэп, хип‑хоп), танцевальное (брейк‑данс) и изобразительное (граффити). На территорию бывшего СССР эта субкультура пришла разными течениями, и вряд ли кто‑то из брейкеров того времени задумывался о том, что эстетика его субкультуры родилась в недрах хип‑хопа.
ИГРА ПО-КРУПНОМУ
Из относительно нового — геймеры (люди, увлеченные компьютерными играми). Это очень большое и неоднородное сообщество. По некоторым данным, сейчас в мире насчитывается более 3 млрд геймеров. Так называют и тех, кто играет дома в одиночку, и стримеров, которые транслируют свою игру в прямом эфире, и профессиональных игроков, участвующих в турнирах с многомиллионным призовым фондом. Из геймеров выросло множество более узких субкультур, таких как, например, анимешники (поклонники японских мультфильмов).
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПО ГРУППАМ
Для всестороннего анализа существующих и исчезнувших субкультур целесообразным видится распределение их по предметным группам.
♦ Мировоззрение и образ жизни
Волнисты, хип-хоперы, битники, панки, байкеры, хипстеры, хиппи, зутеры, готы, эмо, скинхеды, оффники, брейк-дансеры, АУЕ, «Поясни за шмот», «Рёдан», рокеры, металлисты, рэперы, транс-культура.
♦ Спорт
Квадроберы, хоббихорсеры, спортивные фанаты, роллеры, скейтеры, стрит-рейсеры.
♦ Музыка
Волнисты, хип-хоперы, панки, готы, рокеры, металлисты, рэперы, транс-культура.
♦ Творчество
Граффитеры, танцоры, современные художники, скульпторы.
♦ Социально активные
Общества защиты истории и окружающей среды, пацифисты, различные движения суфражисток, феминисток.
♦ Религиозные объединения
Сатанисты, секты, кришнаиты.
♦ Игры
Анимешники, «Беги и умри», «Рёдан», зацеперы, ролевики, толкиенисты, геймеры.
♦ Агрессивные
Скинхеды, «Поясни за шмот», колумбайнеры, «ЧВК Рёдан», оффники, панки, гопники, люберы, РНЕ.
♦ Компьютерные технологии
Хакеры.
♦ Контркультура
АУЕ, скинхеды, оффники, колумбайнеры, панки.
♦ Элита
Мажоры, рейверы.