В воскресенье, 3 ноября, в Молдове пройдет решающий тур выборов президента, в котором сойдутся экс-генпрокурор республики, сторонник прагматичного подхода к внешней политике Александр Стояногло и нынешний прозападный лидер Майя Санду.
Наблюдатели от оппозиции зафиксировали сотни нарушений как на президентских выборах, так и на референдуме о евроинтеграции, от которых ЦИК республики отмахнулся.
Среди самых серьезных — массовый подвоз избирателей на участки за рубежом, демонстрация символики ЕС и другая незаконная агитация, давление на независимых и оппозиционных наблюдателей. К слову, именно манипуляции на зарубежных участках обеспечили «ступеньку Санду» — резкий рывок на опережение сторонников евроинтеграции, которые поначалу безнадежно проигрывали соперникам. Об этом еще 20 октября заявил лидер молдавских коммунистов и экс-глава республики Владимир Воронин, однако ЦИК проигнорировал даже предоставленные доказательства. В итоге два дня спустя в суд был направлен иск, раскрывающий подлый замысел правящей партии. Согласно озвученной Ворониным информации, во второй половине дня выборов функционеры «Действия и солидарности» отдали приказ послам увеличить явку, после чего последовали массовые вбросы бюллетеней «за».
Кроме таких локальных нарушений, которые тем не менее помогли создать нужный Санду и Западу результат, были определены и более глобальные, в которых за версту видна системная работа по фальсификации итогов волеизъявления. К ним отнесены, например, безудержная агитация за Санду со стороны еврочиновников и прежде всего главы ЕК Урсулы фон дер Ляйен, открытие почтового голосования в странах, где предостаточно участков, например в США и Канаде, и, наконец, весьма спорные полномочия ЦИК Молдовы, собранного еще в период действия Кодекса о выборах образца 1997 года, между тем как в стране с прошлого года действует новый профильный документ и состав Центризбиркома должен был смениться.
Отдельная история с румынским гражданством Санду. С одной стороны, ее сторонники протащили через парламент соответствующую поправку и на национальном уровне формально нарушения нет.
Однако и ООН, и СНГ, где состоит Кишинев, вполне однозначно трактуют двойное гражданство кандидата в президенты как вмешательство во внутренние дела государства.
Знаковым событием между турами стали дебаты между Санду и Стояногло. Действующий президент, которая незадолго до этого пообещала конкурентам репрессии в случае победы, вовсю обвиняла экс-генпрокурора в работе на Москву. В итоге она дошла до того, что напрямую заявила оппоненту, что его в случае победы не поддержит Бухарест. Трудности в экономике, которые происходят по вине прозападного курса Санду, она объяснила отсутствием инвестиций из-за войны в Украине.
Кандидат-социалист задал риторический вопрос о необходимости присоединения к антироссийским санкциям, что стало причиной потери дешевых энергоресурсов, и подчеркнул, что разговорами о войне Санду оправдывает некомпетентность. Также из уст Стояногло прозвучало предупреждение о том, что отказ от участия Приднестровья в европейских проектах и угрозы уйти в ЕС без этого региона в итоге приведут к утере молдавской государственности.
Но, пожалуй, самым мудрым и эффектным ходом Стояногло стало предложение заключить соглашение о том, что проигравший кандидат признает поражение. Санду ожидаемо отказалась, что позволяет сделать неутешительный вывод: проиграв, действующий президент попытается ввергнуть страну в пучину госпереворота, лишь бы удержать власть и не подвести западных хозяев.
В преддверии второго тура президентских выборов ситуация в Молдове продолжает накаляться. Прошедшие дебаты, а также призыв со стороны компартии голосовать за Стояногло показывают, что шансы на победу кандидата-социалиста увеличиваются.
Параллельно растет и вероятность того, что PAS постарается любыми средствами не дать ему одолеть соперницу, а если все уловки провалятся, Молдову вполне может ожидать вариант «майдана сверху».