Протодиакон Павел Бубнов о принципах сохранения творческого долголетия школьных педагогов

Гореть и не выгорать

Труд школьных учителей очень важен. От него многое зависит в жизни страны, общества. В наступившем учебном году мы от всей души желаем, как это принято в церковной среде, нашим педагогам многих лет созидательного творчества, творческого долголетия, врагом которого сегодня называют выгорание.

Какая положительная черта или характеристика человека соотносится со своей негативной крайностью, именуемой «выгорание»? Горение. Человек горит своим делом, своей идеей, говорим мы и прекрасно понимаем на живых примерах, о чем идет речь. «Человек загорелся идеей» — это образное выражение мы используем для отражения внутренней жизни человека. Такой подход многократно используется и в Священном Писании. Так, в Евангелии от Луки Господь говорит: «Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи» (Лк. 12:35). В Евангелии от Матфея приводится притча о десяти девах (Мф. 25:1—13), которые с горящими светильниками ждали прихода жениха на брачный пир. Пять из них имели запас масла, а пять — нет, и к торжественному моменту светильники последних выгорели и погасли, в результате они не попали на брачный пир.

О чем же идет речь в приведенных евангельских примерах и какое отношение они имеют к проблеме выгорания работников сферы образования? Здесь говорится в первую очередь о самом главном в жизни человека — о его вдохновляющем общении с Творцом, об активном внимании к личности, которой уготована вечная жизнь.

Как продлить творческое долголетие? Как сохранить горение делом педагога? В ответе на эти вопросы первостепенное значение имеет начало процесса горения. Зажечь будущих учителей призваны педагогические вузы, их преподаватели. Каждый из нас может вспомнить личности своих вузовских преподавателей, которые действительно зажигали словом, стали для нас жизненным примером. Кто-то загорелся, прочитав книгу великого педагога, а кого-то зажгли коллеги в школьном коллективе.

Итак, молодой педагог пришел в школу, он горит своим делом, но нелегкие будни часто гасят этот огонь. Что делать, чтобы он не погас? Вспоминая процесс зажигания огня, можно сформулировать и способы его поддержания. Это общение с горящими своим делом коллегами, чтение лучших произведений классиков педагогики и современных авторов, актуализирующих вековой опыт.

Негативная крайность процесса горения — выгорание.

Главная составляющая труда педагога — общение. С учениками, их родителями, коллегами и руководством школы. Приступая к работе, мы настраиваем себя на то, что это общение всегда будет доброжелательным. Но люди вокруг нас очень разные. В наших классах есть проблемные и конфликтные дети, есть такие же родители. Как педагогу пережить незаслуженно негативное отношение с их стороны? Как не погаснуть от проблем, не дистанцироваться от всех, уйдя во внутренний кокон безразличия? Как остановить внутреннее желание ответить злом на зло? Православные христиане в таких случаях руководствуются словами Спасителя, заповедующего любить врагов, благотворить ненавидящим и молиться за обижающих нас (Мф. 5:44—45).

Первый шаг в «борьбе со злом» — отвечать на зло добром. Такую перемену в себе невозможно осуществить мгновенно, это длительный процесс, но результат превзойдет все ожидания. Мы увидим, что наше возмущение на любое зло в наш адрес, внутреннее или прорывающееся наружу в словах, взглядах, действиях, разрушает нас не меньше, чем тех, на кого оно направлено. Это и есть тот разрушительный огонь, от которого мы выгораем.

Однако педагог не может оставить без внимания недостатки и несовершенства в поведении своих учеников. Как их исправлять? Апостол Павел в Послании к Галатам пишет: «Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным» (Гал. 6:1).

Еще один аспект проблемы выгорания может встречаться у лучших педагогов, действительно горящих своим делом. Бывает так, что тотальная увлеченность своим делом быстро подтачивает здоровье, вызывает проблемы в семье или даже ее разрушение и в конечном итоге делает человека опустошенным и разочарованным.

Решение этой проблемы дано нам нашим Творцом в Его четвертой заповеди посвящать «день седьмой — Господу Богу твоему». (Исх. 20:8). В этой заповеди две составляющие: первая — не совершать никаких профессиональных или домашних работ, а вторая — занимать этот день полезными для вечной, духовной природы человека делами. Наш Создатель, прекрасно знающий нашу природу, призывает этой заповедью к более глубокому взгляду на нас самих, открывает нам больше, чем мы сами знаем о себе. Полностью отстраниться на один день от профессиональных и несрочных домашних дел нужно не Богу, а самому человеку, и для того, чтобы возрастать к вечности, и для того, чтобы набраться свежих сил для своей работы. Да, нужно признать, что тот, кто работает в воскресенье, делает плохо и себе, и тем, кто с ним соприкасается в семье и на работе, и в конечном итоге стоит на пути к личностному выгоранию.

Вновь и вновь от всей души желаем нашим дорогим учителям творческого долголетия и многих лет жизни!

Протодиакон Павел БУБНОВ, преподаватель Минских духовных академии и семинарии, кандидат богословия, главный редактор журнала «Ступени»

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter