![](/upload/iblock/d09/d09439ad70e5f2fb4a13fe552d395315.jpg)
Национальная безопасность. Таможенная служба
![](/upload/iblock/80d/80d77031ca7256444c350fccec24abb9.jpg)
В апреле 1990 года создается Белорусское управление государственного таможенного контроля при Совете Министров СССР, начальником которого стал Петр Кречко. Белорусское управление государственного таможенного контроля СССР состояло из 4 таможен: Минской, Брестской, Гродненской и «Западный Буг». В сентябре 1991-го Парламент преобразовал это управление в Государственный таможенный комитет Беларуси.
Массовый челночный бизнес опустошал прилавки и создавал 11 — 12-километровые очереди автотранспорта на границе. Так, в выходные дни в 1992 году пункт пропуска «Варшавский мост» таможни «Западный Буг» обеспечивал проезд 11 — 12 тысяч пассажиров и до 5 тысяч единиц легкового транспорта при первоначальной проектной мощности 576 единиц транспорта ежесуточно.
![](/upload/iblock/ffc/ffc0ceed5cd29cd6cc44b072815b8ceb.jpg)
![](/upload/iblock/af6/af61ae74ccd37a97af55e6b4425c0420.jpg)
В 1993 году постановлением Верховного Совета введен в действие первый белорусский Таможенный кодекс, вступил в силу и Закон «О таможенном тарифе». В 1994 году Президент утвердил Положение о Государственном таможенном комитете Республики Беларусь, определив его структуру, статус и поставив главные задачи: защита экономических интересов страны, борьба с контрабандой, незаконным оборотом наркотических средств, оружия, предметов культурного и исторического наследия, борьба с международным терроризмом и наполнение доходной части республиканского бюджета. В 2001-м впервые утверждена специальная целевая программа развития таможенной службы.
![](/upload/iblock/95d/95d768d5998c9b59dd64e096ef0b5883.jpg)
ЛЮБОПЫТНЫЙ ФАКТ
Сергей Песецкий в автобиографическом романе «Любовник Большой Медведицы» рассказал о «контрабандистском» периоде своей жизни в столице контрабандистов того времени местечке Раков под Минском. Больной туберкулезом автор не только получил мировую славу и известность (за два предвоенных года роман был переведен и издан на 11 языках мира), но и был досрочно освобожден из тюрьмы и номинирован на Нобелевскую премию по литературе.
![](/upload/iblock/416/41614536a6f99ffe7d78fefa951b93fb.jpg)
Несмотря на негативные тенденции в мировой экономике, поставленные перед таможенной службой Главой государства и Правительством задачи выполняются. ГТК обеспечивает быструю, качественную и прозрачную логистику при перевозках грузов, максимальную цифровизацию транспортных коридоров и автоматизацию таможенных операций, надежную защиту интересов Беларуси, жизни и здоровья граждан.
![](/upload/iblock/f8a/f8a6b6fd08c1d8889d88660607ffcabd.jpg)
![](/upload/iblock/025/02592006c201707d22b012a87824195e.jpg)
Совершенствуются условия для работы бизнеса путем создания цифровых транспортных коридоров, логистических центров, развития инфраструктуры в пунктах пропуска.
В январе 1995 года Беларусь, Россия и Казахстан вышли на новый этап дальнейшего развития сбалансированных и взаимовыгодных экономических отношений, подписав в Минске Соглашение о Таможенном союзе.
![](/upload/iblock/f59/f59850c2db95f9374684c7f10154bd8b.jpg)
В 2000 году Президенты государств — участников Таможенного союза подписали исторический Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества.
Заработал Таможенный союз с 1 июля 2010 года, был снят таможенный контроль на внутренних границах и завершено формирование единой таможенной территории. Обеспечена свобода передвижения товаров. Введены в действие единые таможенный тариф и товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности, Таможенный кодекс Таможенного союза.
В мае 2014 года Президентами Беларуси, Казахстана и России подписан Договор о Евразийском экономическом союзе.
![](/upload/iblock/cef/cef7cc374612c5e2f0c09fa31d704dea.jpg)
В апреле 2014 года вступил в силу Закон «О таможенном регулировании в Республике Беларусь», заложивший принципы «одного окна» и «двух служб на границе». Предусмотрено предварительное электронное декларирование, посттаможенный контроль, институт уполномоченного экономического оператора, система управления рисками.
Надежная и эффективно функционирующая граница — один из определяющих факторов привлекательности Беларуси как транзитного государства. В 1990-х проектная пропускная способность автодорожных пунктов пропуска составляла 3 тысячи автомобилей в сутки, в настоящее время — более 30 тысяч. Десятикратный рост достигнут за счет модернизации, улучшения и совершенствования инфраструктуры.
![](/upload/iblock/8a2/8a2c9ed975c5a6a19a364c88d8ca9890.jpg)
![](/upload/iblock/aa5/aa5be7aeb15a7abaab3e0db28f48d42b.jpg)
На границе используются современные технические средства. Это касается контроля за перемещением радиоактивных материалов, обнаружения оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, определения подлинности документов, инспекционно-досмотровых комплексов, значительно повышающих качество таможенного администрирования. Впервые такое оборудование начало использоваться в 2009 году на границе с Литвой и Польшей в рамках программы TACIS Европейского союза.
![](/upload/iblock/e0b/e0b8103e88e74f4defdc248f98fe2f09.jpg)
В 2016 году новая техника стала применяться и для сканирования железнодорожных составов. А в 2019-м было получено новое высокотехнологичное оборудование — 49 технических средств таможенного контроля: системы инспекции багажа, детекторы обнаружения следов наркотических и взрывчатых веществ, мобильный инспекционно-досмотровый комплекс — в рамках технико-экономической помощи Правительства КНР, применение которого зарекомендовало себя во время проведения в нашей стране II Европейских игр.
![](/upload/iblock/e7f/e7f894d1e58e66cf9b2845460bc7eebf.jpg)
В 1990-е при пересечении таможенной границы требовалось огромное множество документов — бумажных, с подписями и печатями. Ныне 100 процентов таможенных деклараций на товары подаются в электронном виде. Электронным декларированием охвачены все субъекты хозяйствования Беларуси. Такая стратегия реализуется с 2004 года. При этом 97 процентов товаров на границе обрабатываются по информации, которая поступила в таможенные органы еще до прибытия товаров.
В 2008 году совместно с Министерством связи и информатизации и НАН в рамках Государственной программы «Электронная Беларусь» создана экспериментальная зона национальной автоматизированной системы электронного декларирования. Сегодня 82 процента товаров, следующих на экспорт, таможня выпускает за пять минут. В 2018-м в таком режиме выпускалось 68 процентов экспортных товаров. Для транзитных грузов достаточно 10 минут, чтобы поместить товар под процедуру таможенного транзита.
Автоматический выпуск применяется при наиболее востребованных процедурах: экспорте, импорте и транзите. На начало 2020 года за месяц в среднем выпускалась в автоматическом режиме каждая третья экспортная декларация.
![](/upload/iblock/d13/d13ded3556da44edd962e852b14236a1.jpg)
Сегодня 33,4 процента экспортных партий товаров, в отношении которых разрешается автовыпуск, выпускаются в этом режиме.
Значимый этап — Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, который подписали Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Россия. Работа над его проектом проводилась с привлечением деловых кругов государств — участников ЕАЭС. Впервые документ такого уровня согласовывался с предпринимателями, чьи интересы он затрагивает. Кодекс вступил в силу 1 января 2018 года. 25 процентов закрепленных в нем инициатив — предложения белорусской стороны.
![](/upload/iblock/0a5/0a5de08ef29ecdb6f442f4a640ca1f9e.jpg)
Юрий СЕНЬКО, председатель Государственного таможенного комитета Беларуси:
![](/upload/iblock/1b2/1b2e14725360e93df62d03c4460cc28e.jpg)
С момента обретения Беларусью независимости подписано порядка 90 международных договоров, регламентирующих взаимоотношения в таможенной сфере, а 20 из них — в течение последнего года. Это договоры с Китаем, Ираном, Уругваем, Литвой, Латвией, США, Узбекистаном, Азербайджаном, Украиной, Египтом. Заключены многосторонние соглашения в рамках ЕАЭС и СНГ. В 2019 году впервые от Европейского региона в состав Политической комиссии — одной из ключевых структур Всемирной таможенной организации — избрана Беларусь, что позволит продвигать наши таможенные инициативы в международном формате. А участие Беларуси в Евразийском экономическом союзе играет значимую роль в укреплении позиций республики на международной арене, совершенствовании таможенных формальностей, создании благоприятных условий для ведения бизнеса. В рамках международного взаимодействия у нас есть замечательная возможность приобретать положительный опыт и делиться своим. В перспективе — заключение базовых международных договоров о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах с Южной Кореей, Иорданией, Израилем, Индией и Японией.
Весьма масштабный проект в рамках ЕАЭС — система отслеживания транзитных перевозок товаров с использованием навигационных пломб. Он позволит улучшить условия работы перевозчиков на всей территории союза. ГТК внес предложение о проведении совместного пилотного проекта по применению электронных пломб по железнодорожному маршруту Китай — Казахстан — Россия — Беларусь. Вопрос прорабатывается с национальными операторами, Белорусской железной дорогой, таможенными службами Китая и ЕАЭС.
Сегодня порядка 150 крупных предприятий страны участвуют в эксперименте по исключению размещения экспортных товаров в зонах таможенного контроля. За время его проведения 20 процентов экспортных деклараций от общего количества таковых выпущены без размещения в ЗТК.
Проблема борьбы с наркотиками комплексная и требует совместных усилий всех министерств и ведомств. С 2000-х годов пресечено около 2 тысяч попыток контрабанды наркотиков и прекурсоров. Из незаконного оборота изъято около 9 тонн наркотических средств и психотропных веществ, более 100 тонн прекурсоров.
![](/upload/iblock/c99/c9907e99cb3d450b44ef1c10f635d17c.jpg)