Национальная безопасность. Таможенная служба
Суверенитет государства надо не только получить, но и, самое важное, отстоять. Без создания независимой и полноценной таможенной службы государственность невозможна.В апреле 1990 года создается Белорусское управление государственного таможенного контроля при Совете Министров СССР, начальником которого стал Петр Кречко. Белорусское управление государственного таможенного контроля СССР состояло из 4 таможен: Минской, Брестской, Гродненской и «Западный Буг». В сентябре 1991-го Парламент преобразовал это управление в Государственный таможенный комитет Беларуси.
Массовый челночный бизнес опустошал прилавки и создавал 11 — 12-километровые очереди автотранспорта на границе. Так, в выходные дни в 1992 году пункт пропуска «Варшавский мост» таможни «Западный Буг» обеспечивал проезд 11 — 12 тысяч пассажиров и до 5 тысяч единиц легкового транспорта при первоначальной проектной мощности 576 единиц транспорта ежесуточно.
В 1993 году постановлением Верховного Совета введен в действие первый белорусский Таможенный кодекс, вступил в силу и Закон «О таможенном тарифе». В 1994 году Президент утвердил Положение о Государственном таможенном комитете Республики Беларусь, определив его структуру, статус и поставив главные задачи: защита экономических интересов страны, борьба с контрабандой, незаконным оборотом наркотических средств, оружия, предметов культурного и исторического наследия, борьба с международным терроризмом и наполнение доходной части республиканского бюджета. В 2001-м впервые утверждена специальная целевая программа развития таможенной службы.
ЛЮБОПЫТНЫЙ ФАКТ
Сергей Песецкий в автобиографическом романе «Любовник Большой Медведицы» рассказал о «контрабандистском» периоде своей жизни в столице контрабандистов того времени местечке Раков под Минском. Больной туберкулезом автор не только получил мировую славу и известность (за два предвоенных года роман был переведен и издан на 11 языках мира), но и был досрочно освобожден из тюрьмы и номинирован на Нобелевскую премию по литературе.
Несмотря на негативные тенденции в мировой экономике, поставленные перед таможенной службой Главой государства и Правительством задачи выполняются. ГТК обеспечивает быструю, качественную и прозрачную логистику при перевозках грузов, максимальную цифровизацию транспортных коридоров и автоматизацию таможенных операций, надежную защиту интересов Беларуси, жизни и здоровья граждан.
Совершенствуются условия для работы бизнеса путем создания цифровых транспортных коридоров, логистических центров, развития инфраструктуры в пунктах пропуска.
В январе 1995 года Беларусь, Россия и Казахстан вышли на новый этап дальнейшего развития сбалансированных и взаимовыгодных экономических отношений, подписав в Минске Соглашение о Таможенном союзе.
В 2000 году Президенты государств — участников Таможенного союза подписали исторический Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества.
Заработал Таможенный союз с 1 июля 2010 года, был снят таможенный контроль на внутренних границах и завершено формирование единой таможенной территории. Обеспечена свобода передвижения товаров. Введены в действие единые таможенный тариф и товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности, Таможенный кодекс Таможенного союза.
В мае 2014 года Президентами Беларуси, Казахстана и России подписан Договор о Евразийском экономическом союзе.
В апреле 2014 года вступил в силу Закон «О таможенном регулировании в Республике Беларусь», заложивший принципы «одного окна» и «двух служб на границе». Предусмотрено предварительное электронное декларирование, посттаможенный контроль, институт уполномоченного экономического оператора, система управления рисками.
Надежная и эффективно функционирующая граница — один из определяющих факторов привлекательности Беларуси как транзитного государства. В 1990-х проектная пропускная способность автодорожных пунктов пропуска составляла 3 тысячи автомобилей в сутки, в настоящее время — более 30 тысяч. Десятикратный рост достигнут за счет модернизации, улучшения и совершенствования инфраструктуры.
На границе используются современные технические средства. Это касается контроля за перемещением радиоактивных материалов, обнаружения оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, определения подлинности документов, инспекционно-досмотровых комплексов, значительно повышающих качество таможенного администрирования. Впервые такое оборудование начало использоваться в 2009 году на границе с Литвой и Польшей в рамках программы TACIS Европейского союза.
В 2016 году новая техника стала применяться и для сканирования железнодорожных составов. А в 2019-м было получено новое высокотехнологичное оборудование — 49 технических средств таможенного контроля: системы инспекции багажа, детекторы обнаружения следов наркотических и взрывчатых веществ, мобильный инспекционно-досмотровый комплекс — в рамках технико-экономической помощи Правительства КНР, применение которого зарекомендовало себя во время проведения в нашей стране II Европейских игр.
В 1990-е при пересечении таможенной границы требовалось огромное множество документов — бумажных, с подписями и печатями. Ныне 100 процентов таможенных деклараций на товары подаются в электронном виде. Электронным декларированием охвачены все субъекты хозяйствования Беларуси. Такая стратегия реализуется с 2004 года. При этом 97 процентов товаров на границе обрабатываются по информации, которая поступила в таможенные органы еще до прибытия товаров.
В 2008 году совместно с Министерством связи и информатизации и НАН в рамках Государственной программы «Электронная Беларусь» создана экспериментальная зона национальной автоматизированной системы электронного декларирования. Сегодня 82 процента товаров, следующих на экспорт, таможня выпускает за пять минут. В 2018-м в таком режиме выпускалось 68 процентов экспортных товаров. Для транзитных грузов достаточно 10 минут, чтобы поместить товар под процедуру таможенного транзита.
Автоматический выпуск применяется при наиболее востребованных процедурах: экспорте, импорте и транзите. На начало 2020 года за месяц в среднем выпускалась в автоматическом режиме каждая третья экспортная декларация.
Сегодня 33,4 процента экспортных партий товаров, в отношении которых разрешается автовыпуск, выпускаются в этом режиме.
Значимый этап — Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, который подписали Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Россия. Работа над его проектом проводилась с привлечением деловых кругов государств — участников ЕАЭС. Впервые документ такого уровня согласовывался с предпринимателями, чьи интересы он затрагивает. Кодекс вступил в силу 1 января 2018 года. 25 процентов закрепленных в нем инициатив — предложения белорусской стороны.
Юрий СЕНЬКО, председатель Государственного таможенного комитета Беларуси:
— Сегодня белорусскую таможню отличает активное отстаивание интересов на международной арене. В современных условиях функционирования международной торговли определенное развитие получает многостороннее сотрудничество Беларуси и в таможенной сфере. И это позволяет решать экономические задачи намного эффективнее как в рамках взаимодействия, так и в целях укрепления национальных экономик.
С момента обретения Беларусью независимости подписано порядка 90 международных договоров, регламентирующих взаимоотношения в таможенной сфере, а 20 из них — в течение последнего года. Это договоры с Китаем, Ираном, Уругваем, Литвой, Латвией, США, Узбекистаном, Азербайджаном, Украиной, Египтом. Заключены многосторонние соглашения в рамках ЕАЭС и СНГ. В 2019 году впервые от Европейского региона в состав Политической комиссии — одной из ключевых структур Всемирной таможенной организации — избрана Беларусь, что позволит продвигать наши таможенные инициативы в международном формате. А участие Беларуси в Евразийском экономическом союзе играет значимую роль в укреплении позиций республики на международной арене, совершенствовании таможенных формальностей, создании благоприятных условий для ведения бизнеса. В рамках международного взаимодействия у нас есть замечательная возможность приобретать положительный опыт и делиться своим. В перспективе — заключение базовых международных договоров о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах с Южной Кореей, Иорданией, Израилем, Индией и Японией.
Весьма масштабный проект в рамках ЕАЭС — система отслеживания транзитных перевозок товаров с использованием навигационных пломб. Он позволит улучшить условия работы перевозчиков на всей территории союза. ГТК внес предложение о проведении совместного пилотного проекта по применению электронных пломб по железнодорожному маршруту Китай — Казахстан — Россия — Беларусь. Вопрос прорабатывается с национальными операторами, Белорусской железной дорогой, таможенными службами Китая и ЕАЭС.
Сегодня порядка 150 крупных предприятий страны участвуют в эксперименте по исключению размещения экспортных товаров в зонах таможенного контроля. За время его проведения 20 процентов экспортных деклараций от общего количества таковых выпущены без размещения в ЗТК.
Проблема борьбы с наркотиками комплексная и требует совместных усилий всех министерств и ведомств. С 2000-х годов пресечено около 2 тысяч попыток контрабанды наркотиков и прекурсоров. Из незаконного оборота изъято около 9 тонн наркотических средств и психотропных веществ, более 100 тонн прекурсоров.
У Оперативной таможни появилось собственное знамя.