Начало в 10, 20, 30, 35, 40, 45, 51, 55, 60, 65, 70, 75, 80, 84, 89, 93, 98, 103, 109, 114, 118, 123, 127, 132, 137, 142, 147, 152, 157, 168, 172,183, 188, 189
Впервые постоянное железнодорожное сообщение по территории современной Беларуси было открыто 27 декабря 1862 года на участке Поречье — Гродно Петербурго-Варшавской железной дороги.
Геополитическое стратегическое расположение Белорусской железной дороги на стыке колеи 1435 и 1520 мм определило ее важную роль в качестве связующего звена между Европой и Азией в направлении Восток — Запад — Восток. Минск был еще узловой точкой казенной Либаво-Роменской железной дороги — железнодорожной линии в Российской империи, которая соединяла порты на Балтике с левобережной Украиной. Стратегическая дорога была построена Карлом Федоровичем фон Мекком. Правление дороги в 1870-х располагалось в Москве по адресу Маросейка, 17 (сейчас в этом доме посольство Беларуси в России).
Если исходить из напоминания о том, какую страну принял Александр Лукашенко, то кажется, что в области транспорта все было в порядке, и даже опытные специалисты не всегда помнят, как было на самом деле. Обратимся к фактам.
Как видим, в 1995 году мы были в «яме» почти трехкратного падения грузоперевозок, но у страны есть положительный опыт выхода даже из подобной ситуации. За прошлый год доходы от основной деятельности БЖД составили 3 468,9 млн рублей при экспорте услуг — 720,4 млн долларов. Транзит в 2019-м составил 39,1 млн тонн, перевозки грузов в международном сообщении — 109,5 млн тонн.
Ситуация с COVID-19, с одной стороны, тяжелое испытание для транзитной Беларуси, а с другой — возможности. У железнодорожного транспорта самая высокая интенсивность перевозок грузов даже в сравнении с трубопроводным транспортом — 8797 против 4 577 000 тонн/км на км длины пути.
Плотность путей сообщения уже многие годы у нас составляет 26,4 км на 1000 кв. м территории — примерно, как в Эстонии, Латвии или Литве.
Маршрутная скорость контейнерных поездов по Белорусской железной дороге от станции Осиновка (межгосударственный железнодорожный стыковой пункт на границе с Россией) до Бреста составляет 1164 км/сутки, что позволяет обеспечить время следования по инфраструктуре дороги менее чем за 12 часов.
Объем контейнерных перевозок по Белорусской железной дороге за восемь месяцев 2020 года увеличен в 1,3 раза по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом и составил 606 000 контейнеров в 20-футовом эквиваленте (ДФЭ) — почти как за весь 2018 год.
Сейчас в БЖД насчитывается 760 локомотивов и 445 секций моторвагонного подвижного состава. По итогам работы за 2019 год списочная численность работников Белорусской железной дороги составляла 75 373 человека.
В общей эксплуатационной длине железнодорожных путей удельный вес электрифицированных участков достигает уже 22,4 процента. В 1995 году было 16 процентов. С запуском БелАЭС этот показатель значительно возрастет.
Это примерно половина от потребления энергии всеми видами транспорта, в том числе трубопроводного
За восемь лет объемы выросли почти в 150 раз! Если за 2011 год через Беларусь прошел 21 контейнерный поезд по направлению Китай — Европа — Китай, то в прошлом году — более 3118 составов.
Беларусь научилась получать выгоды от сотрудничества в рамках международного проекта «Один пояс, один путь». Перевозки между Китаем и Европой составляют примерно половину всех контейнерных перевозок БЖД.
Общий объем перевозок по Белорусской железной дороге за восемь месяцев 2020 года в сообщении с Китаем вырос на 23,6 процента по сравнению с аналогичным периодом 2019 года и превысил 4 млн тонн. Основную номенклатуру грузов составили удобрения, химикаты, машины и оборудование, метизы, лесные грузы, бумага и товары народного потребления.
В 2018 году определенные успехи были достигнуты в международном сообщении. Впервые с 2013 года переломлена тенденция снижения международных перевозок.
Объем перевозок пассажиров вырос в сообщении с Украиной на 4,7 %, Литвой — на 14,7 %, Латвией — на 17,2 %, Польшей — на 3,6 %. Совместно с администрацией польских железных дорог успешно реализован проект по организации дневного пересадочного сообщения по маршруту Минск — Брест — Варшава. Электрификация участка Молодечно — Гудогай позволила организовать курсирование поездов в сообщении Минск — Вильнюс на электротяге и задействовать поезда большей вместимости.
Все большую популярность у населения приобретают городские линии. В 2019 году достигнуто максимальное значение объема перевозок с начала организации курсирования поездов городских линий (4 млн человек и
95,5 млн пасс. км). Комфортные условия проезда и приемлемая для пассажиров стоимость являются приоритетом выбора для поездки в городском сообщении. Объем перевозок пассажиров в межрегиональном сообщении бизнес-класса вырос в 2,5 раза к 2012 году.
Повышена маршрутная скорость всех пассажирских поездов, предусмотрено ускорение поездов в сообщении между Минском и областными центрами, а также увеличено количество поездов, курсирующих современным моторвагонным подвижным составом (в сообщении Минск — Гродно и Орша — Лепель).
Белорусская железная дорога является частью международной железнодорожной сети, расположена на перекрестке II и IX Общеевропейских транспортных коридоров, по которым осуществляются основные перевозки грузов между странами Европы и Азии. На БЖД 226 станций осуществляют грузовые операции, имеется шесть предприятий по терминальной обработке грузов, 50 грузовых терминалов, которые находятся в областных центрах и крупных городах республики и располагают необходимыми средствами механизации и складскими площадями.
Первый белорусский маневровый локомотив серии ТМЭ1, созданный в результате углубленной модернизации тепловоза ЧМЭЗ при участии чешской компании CZ LOKO a.s., был презентован в локомотивном депо Лида в январе 2010 года.
Завод «Штадлер Минск» был официально открыт 20 ноября 2014 года. Предприятие входит в состав швейцарской компании «Штадлер Рейл Групп», которая уже более 75 лет является одним из ведущих мировых производителей железнодорожного подвижного состава.
Компания успешно производит железнодорожную продукцию в Фаниполе и поставляет ее в страны СНГ, Европы и по всему миру. В этом году предприятие планирует выпустить около 400 вагонов и поездов, в 2019-м было выпущено 280 штук.
Продолжается развитие электронных каналов оформления проездных документов. В 2019 году с использованием интернета и через мобильное приложение оформлено 3,2 млн проездных документов. Доля оформленных билетов через сеть увеличилась за прошлый год до 25 процентов.
Подготовка квалифицированного персонала является важнейшим и необходимым фактором устойчивого развития железнодорожной отрасли. Ведомственные учреждения образования сохраняют традиции железной дороги и стараются обеспечить механизм сбалансированного инновационного обновления кадров и четкого взаимодействия с производством.
Белорусский государственный университет транспорта (до 1993 г. — БИИЖТ) основан в 1953 году, реализует концепцию золотого треугольника: образование — наука — производство. При девяти факультетах университета действуют 13 научных школ. Филиалы БелГУТа — это колледжи железнодорожного транспорта в Бресте, Гомеле и Орше. На факультетах университета обучаются более 6000 студентов всех форм обучения, преподают свыше 300 преподавателей, в том числе 150 профессоров и доцентов.