Какие средства передвижения всего десяток лет назад можно было встретить в городских парках? Детские коляски и педальные машинки, ролики, скейт–борды, велосипеды. Вот и все, пожалуй. Машинки тихоходны, на роликах тоже сильно не разгонишься, велосипедист в крайнем случае просигналит звонком... Все изменилось. Сейчас вас бесшумно и стремительно может обогнать ездок на сигвее, электросамокате, гироскутере, моноколесе — только успевай уворачиваться. На наших глазах происходит электрификация колесного транспорта, которая заметно добавляет скорости тем, кто желает передвигаться быстрее пешехода. Но со скоростью увеличиваются и риски. Особенно если ездок неопытен или бесшабашен.
На пешеходном участке проспекта Победителей от станции метро «Немига» до Дворца спорта всегда многолюдно: минчане спешат по делам, приезжие неспешно прогуливаются. Среди них лавируют и гироскутеры (два колеса, соединенные поперечной платформой), и сигвеи (то же, но с рулевой колонкой). А вот юный ездок уверенно «рассекает» на электросамокате: защитный шлем на голове, байкерская посадка. Транспортное средство на широкопрофильных колесах — практически мотоцикл: приличная скорость, масса и цена — 900 у.е. Притормозить и сказать пару слов ездок отказался,
отправив к родителям. Но тут случился инцидент, почти ДТП: вблизи фонтана мальчик не справился с управлением, выехал на газон и наткнулся на деревце в центре. Упал. Сдавать агрегат в прокатный пункт повел уже пешком, с помощью матери. Она тоже от комментария отказалась. Строго говоря, обоих не в чем упрекнуть: они не нарушали правил, которых, в сущности, и нет.
Хотя обошлось без травмы и столкновения с другими людьми, инцидент вполне иллюстрирует возможные риски. Сигвей и гироскутер при всей их компактности — сложнейшие технические устройства, начиненные электроникой и механикой. В прошлом году, к примеру, в США из–за опасности самовозгорания аккумуляторов (два десятка воспламенились) были отозваны из продажи полмиллиона гироскутеров. Техника есть техника: может отказать. Даже опытный ездок способен не справиться с управлением. Некоторые модели моноколеса, самого компактного из подобных устройств, разгоняются до 40 км/час. Между прочим, рекорд средней скорости на «Тур де Франс» лишь немногим больше, составляет 41,654 км/час и принадлежит Лэнсу Армстронгу.
Но чемпиону хотя бы дорогу не перебегают, а гироскутерист как правило едет среди пешеходов. Ясно, что потеря управления — по вине человека или техники — на такой или даже меньшей скорости никому не сулит ничего хорошего. Понятно, что проблема той или иной классификации электроскутеров (по мощности, весу, скорости...) и определения для них некоторых правил встает со всей неизбежностью. Если читатель заподозрит автора в желании ограничить граждан в их праве на передвижение и удовольствия, то уместно сослаться на практику соседей.
«Литовские ведомства решают вопрос электросамокатов, чтобы избежать серьезных инцидентов», — сообщает информационный ресурс Delfi. Дискуссии проходят уже во второй раз за лето. Межведомственная рабочая группа готовит закон, который будет регламентировать движение этих транспортных средств. Поправки готовятся к следующему летнему сезону, но борьба с электросамокатами, как ожидается, займет несколько лет. Слово «борьба» уже само по себе показательно: электроскутеры стали на курортах насущной проблемой. Так, 5 августа в Неринге две несовершеннолетние девушки на электросамокате сбили женщину с 4–летним ребенком.
При этом литовская дорожная полиция уже сейчас разделяет скутеры на две категории. Если скорость не больше 25 км/ч, а мощность — не больше 1 кВт — это электровелосипед. Управляющий им должен выполнять те же ПДД, что и велосипедист. Он должен быть в шлеме, может ездить по велодорожкам, тротуарам и проезжей части. Если скорость превышает 25–45 км/ч — это уже мопед. Владелец должен иметь права, ездить в шлеме и только по проезжей части, а транспортное средство — быть зарегистрированным, проходить техосмотр, иметь обязательную страховку.
Российские законодатели только приступают к решению назревшей проблемы. Депутат Госдумы Александр Васильев для начала предлагает ограничить
скорость электроскутеров и определить их статус. Все, что едут быстрее 20 км/час, считает он, должны называться транспортным средством, владельцы обязаны его регистрировать, проходить техосмотр и сдавать экзамен на знание ПДД. Но пока даже лихач, который на скорости под 80 км/час обгоняет по шоссе автомобили (такие прецеденты есть!), считается... пешеходом: понятий «электросамокат» или «гироскутер» в российских правилах нет.
А как у нас? Начальник отдела обеспечения правоприменительной деятельности УГАИ МВД Александр Занимон ответил кратко: «Проблему видим. Ведется работа с целью градации, отнесения электрических средств передвижения либо к транспортным средствам, с учетом их характеристик, либо к иной категории устройств». Ответ обнадеживает. С другой стороны, из него следует, что четкой классификации пока нет даже у профессионалов. Тем более в среде владельцев электроскутеров нет ясного понимания, что они могут себе позволить и что нет. В этом смысле мы ближе скорее к России, чем к более продвинутой Литве.
...Прогресс не остановить. Гироскутеры, сигвеи и прочие электродевайсы выпускаются по всему миру миллионами, становятся разнообразнее, мощнее, быстрее и... доступнее. Нашу страну мировой тренд также не обойдет. Строительство БелАЭС, производство электробусов и разработка электромобилей, начало выпуска суперконденсаторов в парке «Великий камень» (об этом газета сообщала на днях) — все это тенденции и события одного порядка. Электрических средств передвижения, больших и малых, в стране будет все больше. Хотя нормы права обычно не опережают реалии жизни, а следуют за ними, далеко отставать они тоже не должны.
ponomarev@sb.by
Появятся ли отдельные правила для «водителей» сигвеев и гироскутеров
Гонки по правовой обочине
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Фото:
Виталий ПИВОВАРЧИК