Любчанский замок
Процессом восстановления Любчанского замка руководит уроженец поселка Любча Иван Печинский. Созданный им благотворительный фонд работает. Только благодаря этому историко–культурный объект продолжает возрождаться. Каждый год после сдачи сессии сюда едут сотни студентов БГТУ, а также их друзья и близкие. Строить замок своими руками — задача архисложная. Но, несмотря на все трудности, летом в Любчанском замке всегда деловая атмосфера. По крайней мере, последние 15 лет. Бизнесмен–историк Иван Печинский в самом начале этой грандиозной стройки планировал восстановить всего одну башню. Но начатое дело так затянуло, что стало делом всей его жизни. В нынешнем году завершается разработка архитектурного проекта по восстановлению двух других башен. Он уже прошел согласование в Министерстве культуры, осталось завершить экспертизу. Иван Антонович рад, что дело движется:
— Первые 7 — 8 лет сюда вкладывались исключительно мои собственные средства. Примерно 5 — 6 тысяч долларов в месяц. В основном деньги тратились на строительные материалы. С 2008 года нам стал помогать Приорбанк. Помощь председателя правления Сергея Костюченко бесценна. Без этой помощи мы не смогли бы разработать архитектурный проект.
В ветхом доме у фундаментов северо–западной стены продолжают жить люди
Руководитель грандиозной стройки с гордостью показывает то, что уже сделано. Удивляться есть чему. Даже не верится, что две башни и стена восстановлены руками студентов–волонтеров. В данный момент ребята заняты в трех точках замка. Одна из основных — подготовка фундаментов для еще одной стены замка. Работы проходят как раз в том месте, где стоит старый дом. Большинство его жителей получили новые квартиры, и только пенсионерка Нина Бендего продолжает обитать в аварийном помещении. Кругом пыль, шум. Стройка есть стройка. Пожилая жительница замка выходит на крылечко со слезами на глазах:
— Посмотрите, как можно жить в таких условиях? Мало того что засыпали мне недавно выход песком, так еще по ночам покоя нет. Шумят. Жаловалась и буду жаловаться, пока не решат мою проблему.
Иван Печинский не хочет с ней ссориться. Говорит, что от него решение этого вопроса не зависит:
— Лично мне Нина Павловна не мешает. Хотя недавно она написала на меня жалобу. Дескать, почему сыплют песок, почему громко разговаривают после 23.00? Песка уже нет. Но вы поймите, что идут работы. Тут многие на меня поначалу обижались. Имею в виду жителей этого старого дома. А после того как получили квартиры и дома, начали благодарить. Домик этот еще во время Первой мировой разобрали, потом снова собрали. В советское время там располагались несколько классов местной школы. Потом туда заселили людей. Проектом предусмотрено возведение нового здания из красного кирпича на месте этой аварийной постройки.
Получается, что Нине Павловне придется переезжать в любом случае. Но куда? Председатель Любчанского сельсовета Иван Ярмоц не остается в стороне от решения проблемы, но имеет собственное мнение:
— Нина Бендего постоянно не проживает в этом доме. У нее есть дом по улице Красноармейской, который она получила в наследство от родителей. Там ее муж, там она сажает огород и держит хозяйство. Когда начались разговоры о расселении, она подарила этот дом дочери. И оказалась якобы без жилья. Сюда она перебирается, когда приезжают волонтеры. Новогрудское ЖКХ обращалось с иском в суд о принудительном выселении. Но суд иск не удовлетворил. В квартире зарегистрированы еще и ее супруг, и трое детей, которые давным–давно живут в Прибалтике. Мы знаем это, потому что каждый год обращаются к нам в сельсовет за справкой для получения визы. По закону мы обязаны предоставить «жильцам» этой квартиры помещение площадью не менее 59 квадратных метров. Свободного жилья с такой квадратурой в Любче нет.
Начальник жилищно–эксплуатационной службы Новогрудского РУП ЖКХ Андрей Булыко подтверждает слова главы сельисполкома:
— В 2015 году райисполком принял решение о переводе квартир дома по Советской, 38а, общей площадью 300,7 квадратного метра в нежилые помещения. Планом мероприятий по сохранению историко–культурного наследия предусмотрен снос этого строения. Три квартиры освободились уже давно. Оставались семьи Бендего, Сидорук и Сазонович. Последние две семьи постоянно проживали в этом доме, и идти им было некуда. Совсем недавно их отселили. Нине Бендего было предложено переехать по месту фактического проживания. Начался судебный процесс, во время которого Нина Павловна и отписала свой дом по улице Красноармейской дочери. Суд иск не удовлетворил и оставил нанимателя жилого помещения Нину Бендего и ее родню проживать по месту регистрации.
Правда у каждого своя. Поэтому в таких случаях надо руководствоваться буквой закона. Главный специалист отдела жилищного хозяйства Гродненского облисполкома Лариса Фомина привыкла изъясняться юридическим языком:
— Данные правоотношения регулируются Указом № 563 «О некоторых вопросах правового регулирования жилищных отношений», в котором четко и подробно прописаны права граждан при сносе жилых помещений, признанных непригодными для проживания, а также механизм их реализации. Если гражданину принадлежит на праве собственности жилое помещение, признанное не соответствующим установленным для проживания санитарным и техническим требованиям, то по решению местного исполнительного и распорядительного органа в течение года гражданину предоставляется жилое помещение типовых потребительских качеств, не уступающее по благоустройству и по общей площади ранее занимаемому жилому помещению.
По большому счету, Нине Павловне волноваться не о чем. Пока прописка позволяет ей быть жительницей замка — она ею будет. На месте покосившегося деревянного строения со временем вырастет красивый особняк. И пенсионерка вполне может занять в нем свои законные 59 «квадратов».
tanula.K@mail.ru
Фото автора.