Свой человек в Нидерландах
Уроженец Гомеля Михаил Клименок (фамилии изменены) относился к той категории людей, о которых говорят «своего не упустит». В самом начале 1990-х он занимался перегоном иномарок из-за границы. А уже к середине десятилетия перебрался на постоянное жительство в Королевство Нидерланды.
На родине остались его родственники — сводные брат и сестра. Трижды судимый за кражи Сергей Мельников перебивался случайными заработками. Валентина Мигулич также не имела постоянной работы. Вдобавок ей приходилось в одиночку растить дочь. Поэтому наличию своего человека в богатой стране оба были рады. Да и Миша их не забывал, причем не только из родственных чувств…
Обосновавшись в Голландии, он быстро понял: здесь можно делать такие деньги, на фоне которых прежние заработки покажутся жалкими копейками. Правда, как и в большинстве подобных случаев, сверхприбыльный бизнес был противозаконным.
Посылка от братца
Однажды Михаил позвонил Валентине. Поинтересовавшись, как идет жизнь на малой родине, родственник дал важное поручение. Сестра должна встретиться с определенными людьми и получить от них круглую сумму в европейской валюте: конкретное место и время, а также остальные инструкции передаст, мол, общий знакомый — гомельчанин Олег Скворцов. К своим двадцати четырем годам он, кстати, уже отбыл наказание за серию краж из машин, но, судя по всему, завязывать с криминалом не собирался. Не остался в стороне и общий знакомый по имени Дима. Ему предстояло выполнить курьерскую миссию, доставив посылку из Голландии. Родственники, по плану Клименка, должны будут передать товар двоим россиянам. Те специально приедут за ним в Гомель и остановятся в одной из гостиниц города.
Ценный груз, о котором шла речь, должен был проделать длинный путь по маршруту Нидерланды — Германия — Польша — Беларусь. Здесь курьера первым встречает Мельников, передав затем «эстафету» Скворцову. Тому вместе с Валентиной предстояла самая ответственная часть сделки — переговоры с российскими партнерами. Хотя, по большому счету, говорить было не о чем. Все уже сказано. Нужно лишь передать товар и получить деньги.
Догадаться о криминальном характере происходящего было несложно. Об этом свидетельствовали как принимаемые меры конспирации, так и количество посредников. Да и Олег, знавший чуть больше остальных, не скрывал, что речь идет о продаже партии наркотиков. И не какой-нибудь легкой травки, а кокаина, произведенного в подпольных лабораториях. Причем, по оперативным данным, это была не первая поставка. Канал контрабанды и сбыта преступники наладили еще до описываемых событий.
Полное фиаско
24 ноября Валентина и Олег явились в отель, в одном из номеров которого их ждали двое. Представительного вида кавказец и внушительных габаритов здоровяк, исполнявший функции телохранителя. Клиенты показали деньги — аккуратные банковские пачки со стопками сотенных купюр. Ровно 30 тысяч евро.
Правда, вопреки ожиданиям, деньги так и остались у приезжих. Сделка сорвалась по техническим причинам: задержавшись в дороге, курьер Дима не успел к назначенному времени. Встречу перенесли на следующий день.
Вечером снова позвонил Михаил. Изъясняясь кодовыми словами, он проинструктировал сестру о том, как распределить деньги. Семь она должна была отдать Скворцову. Себе и Сергею взять по тысяче. Остальное — хранить в надежном месте до новых указаний.
Примерно в это же время на территорию пункта пропуска «Домачево» таможни «Западный Буг» со стороны Польши въехал «Форд-Эскорт». Водитель вручил пограничникам документы, всем своим видом демонстрируя, что бояться ему нечего. Хотя опытный психолог наверняка распознал бы напускной характер этого спокойствия и напряженность, которую испытывал наркокурьер. Впрочем, таможенный контроль Дима благополучно прошел.
Следующим утром он передал пакет Мельникову, который отвез его в условленное место. Тем временем Олег и Валентина вновь встретились с россиянами. Телефон женщины звонил каждые десять минут. «Голландский» брат справлялся, как идут дела.
В гостиничном номере покупатели вывалили пачки с деньгами. Пересчитав, женщина сложила их в сумочку. После чего Олег с одним из россиян поехал за товаром. Второй остался присматривать за Валентиной в номере.
Через полтора часа кавказец и Скворцов вернулись. Олег распаковал пакет и достал содержимое — десятки крохотных капсул. В них находилось почти полкило мелкозернистого порошка. Обмакнув кончик пальца, кавказец попробовал на вкус и удовлетворенно кивнул охраннику — мол, порядок.
Попрощавшись, Олег и Валентина вышли из номера. А в коридоре их уже ждали. Спустя несколько мгновений Скворцов лежал на полу с руками, скованными за спиной. С его напарницей бойцы группы «Альфа», производившие арест, обошлись деликатнее. Валентину сопроводили обратно в номер, где уже работали криминалисты, фотографируя разложенные на столе капсулы. Чуть раньше наручники надели на Сергея Мельникова, который ждал сестру и товарища возле гостиницы.
Операция, осуществленная сотрудниками управления по борьбе с организованной преступностью и коррупцией КГБ Беларуси совместно с гомельскими коллегами, прошла блестяще. Стоит отметить, оперативная работа по выявлению и пресечению международного канала наркотрафика велась не один год при содействии спецслужб нескольких стран.
Впрочем, сама криминальная история на этом не окончилась, получив довольно неожиданное продолжение…
Откупиться не удалось
На допросах обвиняемые то и дело меняли показания. То каялись, то вдруг отказывались от своих слов и писали жалобы во все инстанции. Отчаянную попытку помочь предпринял все тот же брат Миша. Оставаясь в Голландии, он связался с одним из школьных друзей и попросил содействовать в чрезвычайно деликатном деле. Требовалось ни больше ни меньше выкупить родню, добившись прекращения уголовного дела. Разумеется, услуги посредника будут достойно вознаграждены...
Клюнув на заманчивое предложение, приятель согласился. И стал искать «выходы» на сотрудников УКГБ по Гомельской области, которые занимались расследованием. А после того, как контакт был налажен, сделал предложение.
За свободу родственников организатор наркобизнеса пообещал 80 тысяч евро. Чекисты проявили неподдельный интерес и обговорили детали. Условились, что деньги будут передаваться частями. Первый аванс составит 20 тысяч. С этой суммой посредник явился на место встречи возле универмага «Гомель». После того как факт передачи взятки был зафиксирован, переговорщика задержали. Изумленный, он еще долго не мог поверить, что чекисты пришли брать не «откупные», а его самого. Вдобавок к имевшемуся уголовному делу возбудили еще одно — о попытке подкупа должностных лиц. Его фигурант отправился в колонию на пять лет.
Предстали перед судом и наркоторговцы, лишившись свободы на сроки от 9,5 до 11 лет.
Однако главный участник — Михаил Клименок — на тот момент оставался безнаказанным. Приезжать на родину в его планы, разумеется, не входило. Материалы следствия, выделенные в отдельное производство, были переданы по каналам Интерпола в разные страны. Ждать результата пришлось несколько лет.
В конце 2006 года весть о судьбе Клименка поступила из прокуратуры немецкого города Дюссельдорф. В официальном письме сообщалось, что он и четверо граждан Украины арестованы полицией по подозрению в контрабанде и сбыте кокаина. После суда и отбытия наказания, заверили в ведомстве, обвиняемых экстрадируют в их страны.
prolesk@sb.by