Минская конференция сделала большой шаг навстречу новой архитектуре безопасности

Глобальное переосмысление

II Минская международная конференция по евразийской безопасности, проходившая в белорусской столице с 31 октября по 1 ноября и собравшая около 600 участников из 45 стран мира, завершилась. По ее итогам отчетливо стала вырисовываться новая Хартия многообразия и многополярности, которая станет совместным продуктом с российской стороной. Впрочем, по основным направлениям дискуссий во мнениях сошлись все участники минского форума.

Право на многообразие путей развития

О некоторых деталях будущей Хартии многообразия и многополярности журналистам рассказал по итогам конференции министр иностранных дел Беларуси Максим Рыженков:

— Это наш совместный продукт с российской стороной. И его наполнение — в том числе предмет для совместных консультаций. Мы бы очень хотели, чтобы туда попали такие вещи, как право на многообразие путей развития — с политической точки зрения, с точки зрения культурных традиций, этнических особенностей. Вы же видите, как сегодня Запад всех под одну гребенку, а это вызывает очень большое сопротивление Глобального Юга.

Фото БЕЛТА

Второй аспект — применение ограничительных мер воздействия: экономических, политических. У нас есть Совет Безопасности ООН, и все давно прописано: он и только он может вводить какие-либо санкции, которые будут законными.  

А рассчитывать, что страны будут выполнять Цели устойчивого развития в условиях санкций, когда искусственно ограничиваются их права на технологии, ресурсы, торговлю, не приходится.

Альтернативы миру нет

Еще один аспект будущей хартии — нацеленность на демилитаризацию, де­эскалацию региона.

— Сегодня триллионы тратятся на во­оружение. И истерия, развязанная коллективным Западом, приводит к тому, что во всех уголках мира, включая беднейшие страны, вынуждены тратить огромные средства на свое вооружение или перевооружение, находясь порой в эпицентре конфликтов, которые инспирируются из-за океана — в русле всем известного англосаксонского принципа «разделяй и властвуй», — напомнил министр.


По словам Максима Рыженкова, мир нуждается в средствах помощи на борьбу с голодом, болезнями, катастрофами:
— Все это благородные и абсолютно справедливые цели, они в той или иной мере звучали в устах всех участников конференции, присутствуют в инициативах лидеров крупнейших стран мира — в индийских, китайских, российских. Поэтому мы исходим из того, что найдем понимание у наших партнеров.
Министр иностранных дел Беларуси подчеркнул, что, когда проект хартии будет подготовлен, в том числе с учетом состоявшихся обсуждений на конференции, инициатив других государств, его вынесут на более широкое обсуждение.
Факт и значимость проведения минской конференции прокомментировал БЕЛТА Государственный секретарь Совета Безопасности Александр Вольфович:

— Вторая международная конференция по евразийской безопасности продемонстрировала всему миру открытость и стремление Беларуси действительно не на словах, а на деле доказать, что мы за мир, за безопасное и прогрессивное будущее. Такие мероприятия сегодня как никогда нужны и важны для того, чтобы вырабатывать конкретные шаги для предотвращения беды человечества по большому счету. То, что творится сегодня на Западе и о чем говорят сегодня западные политики, формируя общественное мнение (самое страшное — у своего населения, населения своих стран), — что сегодня военная сила решает все, что ядерное оружие может достичь каких-то целей. Забыли страшные уроки Второй мировой войны, уроки Великой Отечественной войны. Не делают выводов, к сожалению, на фоне горячих конфликтов, которые сегодня протекают на Ближнем Востоке, в Украине, унося каждый день тысячи и тысячи жизней. Наш ­­Президент неоднократно говорил: надо остановиться, сесть за стол переговоров. Рано или поздно это будет. Но сколько людей еще погибнет и ради чего?

ГОВОРЯТ УЧАСТНИКИ КОНФЕРЕНЦИИ

Ги Меттан, руководитель Женевского института многополярности (Швейцария):

— Вопросы безопасности напрямую влияют на национальные экономики. Из-за санкций страдает как страна, являющаяся объектом санкций, так и страна, которая их накладывает. Это касается и европейских государств, в частности Германии, где из-за санкций экономика находится в состоянии упадка. Беларусь является пятой в мире страной по количеству наложенных на нее санкций. Россия — первой. И то, что диалог проходит здесь, на минской площадке, — это очень важный момент, поскольку позволяет налаживать отношения и строить мосты между странами.

Хан Шоаиб, преподаватель Центра центральноевразийских исследований Университета Мумбаи (Индия):

— Почему в Беларуси не чувствуют угрозу от России? Потому что Беларусь не в НАТО. А теперь давайте посмотрим на недавно вступившие в НАТО страны — Финляндию и Швецию. У них теперь намного больше военных угроз. НАТО не принесло им больше безопасности. Индия заняла четкую позицию и проводит политику нейтралитета в отношении данной ситуации и России. Я точно уверен, что санкции — это не выход.

Ильяс Вагиф оглы Гусейнов, глава сектора Департамента анализа внутренней политики Центра социальных исследований (Азербайджан):

— Это очень хорошая платформа для того, чтобы узнать мнение различных сторон о безопасности в Евразии. Вчера на пленарном заседании выступали известные эксперты и чиновники — и прозвучали очень важные мысли. Надо особо отметить, что ­­Президент Беларуси Александр Григорьевич ­­Лукашенко выступил с программной речью и озвучил весьма важные моменты, важные тезисы касательно региональной и глобальной политики. 
II Минская конференция по евразийской безопасности станет именно той платформой, на которой мы увидим новые альтернативные подходы и сможем создать новую Хартию по евразийской безопасности. Если мы сможем внести в это создание свою лепту, мы будем очень рады этому.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter