Источник: Знамя юности
Знамя юности

Никита Мартынов лепит из глины сувениры с логотипом древнего Мстиславля и обучает тонкостям старинного ремесла

Глина, круг и немного солнца

На пузатом глиняном сосуде акриловыми красками выведено «Знамя юности». 23-летний Никита Мартынов – художник-оформитель Мстиславского районного Дома ремесел – создал его специально для нашей газеты. Процесс занял около недели. По старинной технологии купал горшок в молоке, чтобы «закрылись» поры и он не пропускал воду. Просушивал на воздухе, обжигал в печи. У молочения есть практическое и декоративное назначение: такая посуда выглядит аутентично, фактурно, вызывает приятные тактильные ощущения. Бонусом идет цвет. В зависимости от качества глины, жирности молока и времени обжига он может быть от золотистого до шоколадного.

Был ложкарь – стал гончар

Уроженец Дрибинского рай­она Никита Мартынов в Мстиславль перебрался пять лет назад по распределению после Могилевского кол­леджа искусств. Тогда он, 19-летний, увлекался резьбой по дереву:

– Делал кухонную утварь, в основном ложки. А когда на «Рыцарском фес­те» окунулся в атмосферу Средневековья, решил из ложкарей переквалифицироваться в гончары, возродить старинный промысел.

Мастерить из природного материала добротную утварь – дело непростое. Нужны навыки обращения с гончарным кругом, умение владеть техникой обжига, декорирования. Нюансы ремесла Никита постигал самостоятельно и так увлекся, что «увяз» в глине основательно, даже по выходным работает в мастерской. Уже и другим уроки дает: в его любительском объединении «Руколепие» занимаются и дети, и взрослые. Самому юному кружковцу пять лет, самому взрослому – за 60.

«Тепло черепков»

12-летняя Варя Тринкеншу изначально увлекалась рисованием, но стоило ей увидеть, как в Доме ремесел бесформенная глина превращается в произведения искусства, записалась в керамисты. «Люблю все, что связано с природой, а тут – пластичный материал, печь, огонь... Я тоже огонь по знаку зодиака, вот сама смастерила себе оберег», – протягивает девчушка глиняный кругляш с изображением Стрельца.

– От глины исходит особое тепло, – вторит подруге 13-летняя Милана Сидорова. – Изделия из нее выглядят уютно, по-домашнему. Авторских работ у нас пока немного, но процесс, место и наставник очень нравятся.


Дети в основном занимаются ручной лепкой: ваяют из глины магнитики, небольшие панно. А 62-летняя жительница Мстиславля освои­ла гончарный круг. Никита рассказывает:

– Управляться с ним даже мужчине нелегко. На старом, электрическом, высокие обороты. На ножном надо одновременно вращать ногой маховое колесо и руками центровать глину. Мне поначалу казалось, что скачу верхом на лошади. Но пенсионерка, которой близкие на день рождения подарили сертификат на курсы керамики, делала такие успехи, что ей круг доверил. Домой ушла счастливая, с чашками-пиалами.

На все руки мастера

Ножной гончарный круг Никита сделал сам. За месяц. Большинство деталей в нем деревянные. Из металлических – два бэушных автомобильных подшипника и ступица от колеса. А в прошлом году гончар вместе с заведующим Домом ремесел Артемом Сергеевым соорудили во дворе печь на дровах. Никита объясняет:

Ножной гончарный круг Никита сделал сам

– Одна печь – муфельная – у нас была. Но с маленьким объемом камеры, а мне хотелось делать не только маленькие сувениры, но и объемные вещи. В дровяной с большой топкой одновременно можно обжигать с десяток 3-литровых горлачиков.

Изделия с круга идут на обжиг не сразу. Сперва нужна естественная суш­к­а (до семи дней) и лишь пото­м – в печи, делится гончар секретами ремесла:

– Температуру повышаем постепенно в течение дня от 100 до 900 градусов: из-за резкого перепада горшок может лопнуть. Вечером готовый продукт вынимаем, утром купаем в жирном молоке. Иногда в него добавляем сахар для придания керамике более насыщенного цвета. Спустя несколько часов обжигаем повторно в печи или духовом шкафу, декорируем.

Глиняную посуду по старинке купают в молоке

Глиняных чаш, кубков, панно мастер создал немало – с храмами Мстиславского края, гербом города. К «Рыцарскому фесту» в этом году придумал ры­царя-бутылку. Стеклянная, она одета в доспехи, пробкой служит шлем. Снимаешь его – получаешь чарку. Нео­бычная тара так понравилась туристам, что раскупили все бутылки.

Планы молодых и креативных 

Работать Никита предпочитает с густой, жирной глиной. Заведующий Домом ремесел Артем Сергеев уточняет:

– Ее мы закупаем в Гродненской области, в Мире. Когда занимались мелкой пластикой, 100 килограммов сырья хватало на год. С появлением гончарного круга, печи и объемной керамики это же количество расходуется за 2–3 месяца. Мы оптимисты, надеемся отыскать местные залеж­и глины, подходящей для гончарства и керамики. Они должны быть, ведь когда-то этот промысел в наших краях был популярен.


Хотим усовершенствовать один из главных атрибутов гончарства – дровяную печь, оттачивать собственное мастерство, делится планами Артем Сергеев:

– С молодежью интересно и легко. У Никиты, как у глины, с которой он работает, большой потенциал. Этим летом стал членом Белорусского союза мастеров народного творчества, взял первое место на конкурсе гончаров в поселке Глуша Бобруйского района. Постоянно участвует в конкурсах и пленэрах в Беларуси, России. Недавно вернулся с проходившего в Уфе фестиваля национальных культур «Улица Дружбы», где давал мастер-класс на гончарном круге всем желаю­щим.

Сам Артем, до этого имевший дело с мольбертом и красками, недавно присмотрелся к ткацкому станку, постигает этот вид ремесла. Новые техники, материалы осваивают и его коллеги. Говорят, что это их вклад в сохранение национальной культуры.



kislyak@sb.by,
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter