О секретах отечественного кинематографа, технологиях производства фильмов, премьерах — в эксклюзивном интервью «СГ» генерального директора «Беларусьфильма» Юрия Алексея
Нынешний 2024 год — знаковый для отечественной отрасли культуры: 100‑летний юбилей отмечает белорусское кино. Многими любимы и пересматриваются чуть ли не ежегодно ставшие классикой «Миколка‑паровоз», «Девочка ищет отца», «Кортик», «Бронзовая птица», «Приключения Буратино», «Белые росы», «В августе 44‑го», «Иди и смотри» и многие другие ленты. Фильмы, на которых воспитано не одно поколение, разлетелись на цитаты, а актеры стали популярными на весь мир. О новых картинах и планах — наш разговор с генеральным директором Национальной киностудии «Беларусьфильм» Юрием АЛЕКСЕЕМ.
«СГ»: Период конца 2023 — начала 2024 года ознаменовался в отечественной киноиндустрии множеством премьер. До этого был долгий перерыв. Теперь же с успехом прогремела историческая драма «На другом берегу». Картина «Киношники» молодого режиссера Кирилла Халецкого победила в номинации «Лучший полнометражный фильм международной программы» на кинофестивале в Самаре. Недавно выпустили военный фильм «Время вернуться». В общем, кинокритикам есть что обсудить. Как вы оцениваете этот период в нашем кинематографе, каково положение дел в отрасли в целом?
— Не хочется загадывать на будущее, но можно сказать, что мы сейчас в предвкушении нового витка развития. Начало было положено еще до моего прихода трудовым коллективом на «Беларусьфильм». И нужно сохранять почерк и традиции киностудии, заложенные десятилетиями. Так, фильм «На другом берегу» о Западной Белоруссии отозвался жителям разных регионов страны. Он затронул тонкие струны души, потому что содержание правдиво. Страну разделили, народ пытались насильно ополячить. Кстати, совсем недавно на нашу почту пришло письмо от польских «хейтеров». Они возмущаются рассказанным в ленте. Считаю, что ничего крамольного в картине нет: там показали то, что было на самом деле. И День народного единства, в канун которого выпущена премьера, учрежден не зря.
«Киношники» — это легкий молодежный фильм о том, как делается кино. Кирилл Халецкий — талантливый режиссер, он еще себя покажет в ближайшее время. «Время вернуться» режиссера Ивана Павлова за два месяца посмотрели почти 180 тысяч человек. На днях приезжали российские коллеги, чтобы договориться о прокате картины в России. Так что надеемся, что скоро наши соседи увидят ее по телевидению и на стриминговых площадках.
«СГ»: Как видим, отечественный кинематограф стремится быть разножанровым. Какие в целом запросы исходят от аудитории?
— Зритель ждет, чтобы на экранах показывали людей рабочих профессий, их реальные достижения и проблемы, которыми живут. Осознаю, что не хватает лент комедийного жанра. Хотелось бы, чтобы белорусы приходили домой после рабочего дня и отдыхали, включая наши комедии. Сейчас, кстати, по инициативе Министерства культуры идут переговоры с телеканалом СТВ по поводу производства сериала. Сниматься будут преимущественно белорусские актеры. У нас есть талантливые ребята. Только в этом году пришли пришли более 20 молодых специалистов. Это продюсеры, режиссеры, артисты, аниматоры… Молодежь активно участвовала в разработке 3D анимационного фильма-фэнтези о славянской мифологии «Песня Сирин». Он выйдет в прокат осенью.
«СГ»: Беларусь часто становится площадкой для съемок зарубежных студий. Что привлекает у нас?
— Чаще всего арендуют площадки и оборудование российские партнеры. Им нравятся локации и цены на услуги. Недавно, например, свое кино приезжали снимать коллеги из «Татаркино». В целом постепенно налаживается международное сотрудничество. Буквально на днях перед нашей встречей вернулся из Индии. На форум приезжали много стран, но только для Беларуси и Японии организовали пресс-конференцию. Значит, нам есть что показать и рассказать. Но и есть чему поучиться у Болливуда. Нас также пригласили на кинофестиваль на Гоа. Будем представлять фильмы «Время вернуться» и «Черный замок». «Черный замок» — исторический блокбастер по мотивам романа Владимира Короткевича. Надеемся, он понравится индийским коллегам.
Помимо этого, недавно подписаны договоры о сотрудничестве и намерениях о совместном производстве фильмов с Китаем. Сейчас идет работа над созданием совместного сценария. Опять же, все тайны будут раскрыты только после премьеры, но могу отметить, что в картине покажут Брестскую крепость, брестского фонарщика, любимые минские локации и многое другое. Планируем, что сниматься будет китайская и белорусская молодежь.
«СГ»: Насколько знаю, в кинематографе существует такое понятие, как коммерческий фильм. Мол, глубокого смысла в нем нет, но просмотров (и денег соответственно) собирает достаточно. Возможно ли создание подобного продукта на белорусской киностудии?
— Возможно, у некоторых складывается впечатление, что коммерческий фильм — это плохой фильм. Однако это не так. Плохой фильм зрители смотреть не будут. Если сборы составили кругленькую сумму, то что-то зацепило. Коммерческий проект — это не про отсутствие смысла, а про быстрое производство. Соответственно, чем быстрее снимется кино, тем меньше будет затрат. Содержание при этом не всегда страдает. Поэтому такая история вполне возможна для отечественного кинопроизводства. Другая сторона этого вопроса — дальнейшее продвижение продукта. Мало снять фильм, постпродакшен играет даже бóльшую роль. Нужно выстроить грамотный маркетинг, чтобы его купили и захотели показать на разных ресурсах. Кинофестивали, обзор в СМИ помогают это делать. Однако, возможно, в продвижении недорабатываем. Например, соцсети развиваются не так, как хотелось бы. А ведь это дешевый и рабочий инструмент для того, чтобы о нас узнал весь мир. В ближайшее время мы уделим им большое внимание.
«СГ»: Слышала, сейчас в разработке сюжеты картин, где в центре — герои Великой Отечественной войны, например Батька Минай, а также представители интеллигенции — учителя. С чем связана эта тенденция? В целом какую функцию несет современное кино?
— Во все времена во всех странах кино имело не только развлекательный характер, но и воспитательный. Сейчас нужно сделать упор на детские и молодежные фильмы, где герои — честные, порядочные и трудолюбивые люди. Кто бы что ни говорил, но кино — это в первую очередь идеология. Оно снимается для того, чтобы транслировать определенные взгляды и идеи зрителям. Фильмы про Батьку Миная и педагогов еще не сняты (хотя вот-вот запустится производство), но их уже ждут. Про учителей, например, будет снимать Кирилл Халецкий. В картине покажем, что быть учителем — почетно, это уважаемая профессия, благодаря которой вырастают целые поколения трудолюбивых и патриотично настроенных белорусов. Исходя из того, кого и как мы научим, будет зависеть, как будем дальше жить. Не могу раскрыть весь сценарий, но для «Сельской газеты» одну тайну все-таки открою: главными героями будут сельские учителя.