Вчера, 1 августа, Россия и страны Запада провели обмен 26 заключенными в аэропорту столицы Турции — Анкаре. По условиям сделки домой вернулись восемь российских граждан. Россия же помимо некоторых политиков-иноагентов передала немца Рико Криегера, помилованного Президентом Беларуси Александром Лукашенко. Тему в эфире ток-шоу «Будни» на «Альфа Радио» прокомментировал депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, генеральный директор Национальной библиотеки Беларуси Вадим Гигин.
— Беларусь в полном объеме участвовала в данном процессе, — отметил Вадим Гигин. — Это была сложная операция, в которой были задействованы спецслужбы, дипломаты, высшее руководство наших стран. Кроме этого, хочется отметить, что это был один из вопросов повестки двух государств — России и Беларуси — на Валааме. Постепенно нам будут открываться те важнейшие решения, которые там были приняты.
По словам Вадима Гигина, данный обмен является — с точки зрения организации — одним из самых сложных:
— Даже за всю историю холодной войны подобного процесса, наверное, и не было. Кроме того, освобожденных россиян в аэропорту лично встречал Владимир Путин. Россия поблагодарила нашего Президента за помилование Криегера и нашу страну за участие, — обратил внимание Вадим Гигин. — Политически важно, как все это было обставлено. А также важно, как наш Глава государства принимал это сложное для него решение. Он отталкивался от тех данных, которые были даны следствием. Также посмотрите, кто был на совещании у Президента — заместитель Главы Администрации, председатель Комитета госбезопасности, следователь, адвокат и журналист Людмила Гладкая. То есть это органы государственного управления, спецслужбы, следствие, сторона защиты и гражданское общество. Именно так сегодня принимают сложные решения в Беларуси. Президент таким образом посылал сигнал целому обществу, что он слышит голос людей. Ему нужно было взвесить все нюансы дела, и сделал он все это публично. Про обмен можно сказать то же самое — это такой же сигнал всему мировому сообществу, что мы, Беларусь и Россия, можем договориться по самым сложным вопросам. Нельзя ни в коем случае терять тот механизм и ту схему, которые были выработаны для поиска подобных компромиссов.
При этом Вадим Гигин отметил, что на Западе на подобные действия есть разная реакция. В Германии, например, отказались комментировать решение Александра Лукашенко о помиловании Криегера.
— Видимо, для Германии этот Криегер не особо и ценен, — добавил Вадим Гигин. — Вот вам и западная демократия! Посмотрите, как им плевать на своих граждан. Хотя, с другой стороны, я бы их не сильно осуждал. Все же такой процесс требует тишины. Конечно, позиция белорусской стороны более выигрышная. Президент делал все публично и правильно. Беларусь всегда действует открыто, искренне, тем самым мы обезоруживаем противника. На Западе к такому не привыкли. Но все же обмен заключенными не обсуждался в открытом формате. Хотя многие понимали об этом. Потому что подобные обмены требуют тишины. Порой излишние утечки информации и преждевременные новости ведут к тому, что этот обмен может сорваться. <...> Политические деятели в условиях войны должны вести себя более взвешенно и не должны в таких ситуациях вбрасывать в общество различную информацию.
Ток-шоу «Будни» выходит утром с понедельника по пятницу. В каждом выпуске предметом обсуждения становятся самые актуальные темы из жизни страны и мира. В дискуссии принимают участие политологи, ученые, общественные деятели и журналисты ведущих средств массовой информации.
Гигин прокомментировал попытки Запада пойти на переговоры с Россией по Украине
Гигин рассказал, чем политическая ситуация в протестной Венесуэле отличается от белорусской 2020 года
Гигин: наши десантники находятся на самых тревожных участках границы, лично видел, как они несут свою службу