Вместе с военруком Владимиром Кнышем ребята детально прорабатывают каждый маршрут
На плацдарме Новики
С директором школы Павлом Ястремским проходим в медиацентр – предмет гордости учебного заведения и место встречи поисковиков. Начиналось все с того, что молодой руководитель, историк по образованию и поисковик по велению души, собрал команду единомышленников из числа педагогов и учеников. Вместе с Полоцким кадетским училищем создали сводный поисковый отряд. Еще на старте пилотный проект поддержало управление по образованию Полоцкого райисполкома. И вот уже на протяжении трех лет полоцкие школьники участвуют в археологических раскопках на территории Витебской области. Работают вместе с военными – 52-м поисковым отдельным специализированным батальоном. К каждой экспедиции подключаются и российские поисковики.Первое, что привлекает взгляд в медиацентре, – фрагмент дота, вмонтированный в стену. Тот самый, героический 43-й, это объект изучения первой школьной вахты. Воссозданные события этой горячей точки можно увидеть и с помощью очков виртуальной реальности. Такая возможность появилась благодаря сотрудничеству с Полоцким государственным университетом имени Евфросинии Полоцкой.
В медиацентре собрана своя экспозиция «трофеев». В основном то, что находили на раскопках в дотах и возле них, рассказывает руководитель по военно-патриотической работе Владимир Кныш, неизменный участник «Вахт Памяти». Военрук бережно достает из-под стекла винтовку Мосина, перебитую осколком снаряда. Затем показывает скобу, которая использовалась при строительстве дота: сперва делался деревянный каркас, который заливался бетоном. Из предметов быта солдат любопытна алюминиевая ложка – переломанная, связанная прежним владельцем проволокой, в таком виде и сохранилась.
В нынешнем сезоне школа участвовала в двух вахтах. Весной были на плацдарме Новики под Витебском. Там военрук вместе с директором, который также не пропустил ни одной экспедиции, нашел останки двух связистов и пехотинца. Павел Ястремский поделился впечатлениями:
– Интересно было поработать с 90-м российским поисковым батальоном. Но, пожалуй, самое крутое то, что дети видели, как московские поисковики сообщества «Память и примирение» в санитарном захоронении нашли медаль «За отвагу» в ушанке одного из шести бойцов. Позже выяснили: это был 33-летний разведчик из Рязанской области, женат, имел двоих детей, погиб зимой 1944-го при штурме Витебска.
В сентябре в зоне внимания сводного отряда оказался Полоцкий укрепрайон, а именно артиллерийские доты № 10 и № 35. Отработали также несколько других мест на территории района.
На интерактивной карте сожженных деревень Полоцкого района отмечены места, где школьники уже побывали
Экзамен в полевых условиях
Каждая вахта для ребят – экзамен на выносливость. Весной экстрима добавляют погодные условия. Павел Ястремский вспоминает:– В апреле приезжаю на локацию очередной вахты. Дождь лил неделю, стоянка превратилась в болото. Сырость. В котелке вода замерзает. Но ничего, в семь утра спланировались, сели в уазики и поехали отрабатывать квадраты по аэрофотосъемкам.
– Непогода – это еще мелочи… – добавляет 11-классница Анастасия Степанова, которая прошла не одну вахту. Для хрупкой девушки тяжелее всего нести рюкзак, его вес может достигать 20 килограммов. Хотя берут с собой только необходимое: палатки, коврики, спальные мешки, экипировку для раскопок, продовольственный запас. И самое ценное в любом походе – питьевая вода, минимум пять литров на человека.
Для одноклассницы Анастасии Ирины Холод в последнюю вахту труднее всего было работать на просеве – наверно, не одну тонну глины пришлось перевернуть лопатой.
В летнюю вахту подружки работали на раскопках в Боровухе-1 под Полоцком, где в 1941-м разбился советский боевой самолет Пе-2. Помимо фрагментов судна нашли останки летчика. Анастасия признается:
– Даже когда находишь на раскопках вещь, понимаешь: она принадлежала человеку, которого давно нет в живых. Представляешь, как он пожертвовал жизнью ради своей страны, семьи…
Великая Отечественная война по-своему близка каждому участнику поискового отряда. Старшеклассник Дмитрий Шмаканов рассказывает, что поисковой деятельностью заинтересовался еще в восьмом классе:
– У меня оба прадедушки воевали, про них мне рассказывал мой дед. Военная история всегда привлекала. Интерес подогрели мои старшие товарищи, которые уже ходили в экспедиции.
В нынешнем поисковом сезоне парень был занят на плацдарме Новики:
– Когда сам участвуешь в раскопках, углубляешься в тему, лучше начинаешь понимать, что и как происходило.
Правильный подход
Сейчас школа готовится к новому поисковому сезону. Обучается новая смена поисковиков. Закупается специальное оборудование и походный инвентарь. Ведется работа с архивными документами, с местным населением по поиску точек на карте, где могут быть захоронены бойцы, погибшие в годы Великой Отечественной войны. Продолжится исследование Полоцкого укрепрайона, а он включает более 200 огневых точек и имеет протяженность 56 километров. Павел Ястремский рассказывает:– В условиях гибридной войны школьники могут узнать не только реальные, но, к сожалению, и фальсифицированные факты о Великой Отечественной. Недостаточно научить ребят хронологии событий по учебникам, нужны новые подходы. Та правдивая история, которую ребята открывают для себя в ходе поисковой экспедиции, в последующем учит фильтровать информацию.
Наталья РЫЖКОВА