Источник: Знамя юности
Знамя юности

Как полоцкие школьники участвуют в раскопках и восстанавливают события Великой Отечественной войны

Героический 43-й

Долговременная огневая точка № 43 Полоцкого укрепрайона была полностью блокирована врагом. Об интенсивности боя свидетельствуют множество разбросанных гильз, остатки стрелкового оружия, штык-ножи, осколки гранат. Даже соседние доты не смогли помочь товарищам. Бойцы, а их было 14, стойко выдержали оборону ценою своей жизни… Такие события времен Великой Отечественной войны учащиеся средней школы № 1 Полоцка знают не из учебников, а по результатам археологических экспедиций, в которых сами же участвуют. В учебном заведении реализуют историко-образовательный проект «Полоцкий рубеж» по восстановлению и сохранению памяти о героях Полоцкого укрепрайона. Корреспонденты «Знаменки» узнали о самых ценных находках юных поисковиков. 

Вместе с военруком Владимиром Кнышем ребята детально прорабатывают каждый маршрут

На плацдарме Новики 

С директором школы Павлом Яст­ремским проходим в медиацентр – предмет гордости учебного заведения и место встречи поисковиков. Начиналось все с того, что молодой руководитель, историк по образованию и поисковик по велению души, собрал команду единомышленников из числа педагогов и учеников. Вместе с Полоцким кадетским училищем создали сводный поисковый отряд. Еще на старте пилотный проект поддержало управление по образованию Полоцкого райисполкома. И вот уже на протяжении трех лет полоцкие школьники участвуют в археологических раскопках на территории Витеб­ской области. Работают вместе с военными – 52-м поисковым отдельным специализированным батальоном. К каждой экспедиции подключаются и российские поисковики. 

Первое, что привлекает взгляд в медиацентре, – фрагмент дота, вмонтированный в стену. Тот самый, героический 43-й, это объект изучения первой школьной вахты. Вос­созданные события этой горячей точки можно увидеть и с помощью очков виртуальной реальности. Такая возможность появилась благодаря сотрудничеству с Полоцким государственным университетом имени Евфросинии Полоцкой.

В медиацентре собрана своя экспозиция «трофеев». В основном то, что находили на раскопках в дотах и возле них, рассказывает руководитель по военно-патриотической работе Владимир Кныш, неизменный участник «Вахт Памяти». Военрук бережно достает из-под стекла винтовку Мосина, перебитую осколком снаряда. Затем показывает скобу, которая использовалась при строительстве дота: сперва делался деревянный каркас, который заливался бетоном. Из предметов быта солдат любопытна алюминиевая ложка – переломанная, связанная прежним владельцем проволокой, в таком виде и сохранилась. 

В нынешнем сезоне школа участвовала в двух вахтах. Весной были на плацдарме Новики под Витебском. Там военрук вместе с директором, который также не пропустил ни одной экспедиции, нашел останки двух связистов и пехотинца. Павел Ястремский поделился впечатлениями: 

– Интересно было поработать с 90-м российским поисковым батальоном. Но, пожалуй, самое крутое то, что дети видели, как московские поисковики сообщества «Память и примирение» в санитарном захоронении нашли медаль «За отвагу» в ушанке одного из шести бойцов. Позж­е выяснили: это был 33-летний разведчик из Рязанской области, жена­т, имел двоих детей, погиб зимой 1944-го при штурме Витебска. 

В сентябре в зоне внимания сводного отряда оказался Полоцкий укрепрайон, а именно артиллерийские доты № 10 и № 35. Отработали также несколько других мест на территории района.

На интерактивной карте сожженных деревень Полоцкого района отмечены места, где школьники уже побывали

Экзамен в полевых условиях

Каждая вахта для ребят – экзамен на выносливость. Весной экстрима добавляют погодные условия. Павел Ястремский вспоминает: 

– В апреле приезжаю на локацию очередной вахты. Дождь лил неделю, стоянка превратилась в болото. Сырость. В котелке вода замерзает. Но ничего, в семь утра спланировались, сели в уазики и поехали отрабатывать квадраты по аэрофотосъемкам.

Непогода – это еще мелочи… – добавляет 11-классница Анастасия Степанова, которая прошла не одну вахту. Для хрупкой девушки тяжелее всего нести рюкзак, его вес может достигать 20 килограммов. Хотя берут с собой только необходимое: палатки, коврики, спальные мешки, экипировку для раскопок, продовольственный запас. И самое ценное в любом походе – питьевая вода, миниму­м пять литров на человека.

Для одноклассницы Анастасии Ирины Холод в последнюю вахту труднее всего было работать на просеве – наверно, не одну тонну глины пришлось перевернуть лопатой. 

В летнюю вахту подружки работали на раскопках в Боровухе-1 под Полоцком, где в 1941-м разбился советский боевой самолет Пе-2. Помимо фрагментов судна нашли останки летчика. Анастасия признается: 

– Даже когда находишь на раскопках вещь, понимаешь: она принадлежала человеку, которого давно нет в живых. Представляешь, как он пожертвовал жизнью ради своей страны, семьи…

Великая Отечественная война по-своему близка каждому участнику поискового отряда. Старшеклассник Дмитрий Шмаканов рассказывает, что поисковой деятельностью заинтересовался еще в восьмом классе:

– У меня оба прадедушки воевали, про них мне рассказывал мой дед. Военная история всегда привлекала. Интерес подогрели мои старшие товарищи, которые уже ходили в экспедиции. 

В нынешнем поисковом сезоне парень был занят на плацдарме Новики: 

– Когда сам участвуешь в раскопках, углубляешься в тему, лучше начинаешь понимать, что и как происходило. 

Правильный подход

Сейчас школа готовится к новому поисковому сезону. Обучается новая смена поисковиков. Закупается специальное оборудование и походный инвентарь. Ведется работа с архивными документами, с местным населением по поиску точек на карте, где могут быть захоронены бойцы, погибшие в годы Великой Отечественной войны. Продолжится исследование Полоцкого укрепрайона, а он включает более 200 огневых точек и имеет протяженность 56 километров. Павел Ястремский рассказывает: 

– В условиях гибридной войны школьники могут узнать не только реальные, но, к сожалению, и фальсифицированные факты о Великой Отечественной. Недостаточно научить ребят хронологии событий по учебникам, нужны новые подходы. Та правдивая история, которую ребята открывают для себя в ходе поисковой экспедиции, в последующем учит фильтровать информацию. 

Наталья РЫЖКОВА
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter