В Гродно Вечный огонь в парке имени Жилибера горит с 1984 года. Он расположен у подножия братской могилы павших советских воинов и партизан. Именно здесь проходят массовые городские мероприятия, посвященные самым значимым праздникам. Такой день у Гродно и сегодня — 16 июля город отмечает 78‑ю годовщину освобождения от немецко-фашистских захватчиков.
Пост № 1
Среди вековых деревьев, оставшихся от некогда уникального ботанического сада Жилибера, в центре города над Неманом высится величественный десятиметровый гранитный обелиск. Он увенчан золотой звездой и составляет единую композицию со скульптурой советского воина с боевым знаменем в руках. Мемориал был торжественно открыт 1 мая 1949‑го.Председатель комиссии об увековечении памяти о погибших при защите Отечества и сохранении памяти о жертвах войн гродненской областной организации ветеранов, историк и краевед Александр Севенко рассказал подробности:
— Событию предшествовал конкурс, в котором предпочтение отдали скульптору Игорю Семенову. Правда, изначальный вариант автору пришлось упростить из-за ограниченности бюджета. Страна заново отстраивалась, и каждый рубль был на счету. Тем не менее основную композицию при строительстве удалось сохранить — бетонный постамент со ступенями и мемориальными досками, над которыми возвышался бетонный обелиск с гипсовой скульптурой солдата.
Александр Севенко.
В 1984‑м мемориал реконструировали: одели в гранит, установили пятиконечную звезду, покрыли фигуру бойца медью. Тогда он обрел задуманный скульптором вид. В том же году у подножия зажгли Вечный огонь, с тех пор ни разу не погасший.Надпись на памятнике гласит: «Подвиг Ваш бессмертный. Память про Вас вечная».
— Нести здесь почетный караул — честь, которой удостаиваются лучшие военнослужащие срочной службы воинских частей местного гарнизона, курсанты военного факультета нашего университета имени Янки Купалы, воспитанники Гродненского областного кадетского училища, — продолжает Александр Севенко. — Учащиеся городских школ борются за право нести здесь почетную вахту. Существует специальный отряд, в него попадают лучшие из лучших. Это, можно сказать, пост № 1 в нашем городе.
Навсегда рядом
В братской могиле Центрального городского парка, как раньше назывался парк имени Жилибера, похоронены 40 офицеров, сержантов и солдат, четыре партизана и подпольщика. Одни герои погибли в боях при освобождении Гродно, другие — в последующих сражениях за Восточную Пруссию, на территории Польши, кто-то умер от ран в стенах военного госпиталя, размещавшегося в 1944 — 1945 годах в одном из исторических зданий, примыкающих к парку.— Самые известные среди них — командир авиационной эскадрильи, Герой Советского Союза капитан Юрий Ивлиев, повторивший подвиг Гастелло. Трагическая судьба постигла и Ольгу Санфирову, — обращает внимание Александр Викторович. — Она была командиром ночной бомбардировочной авиационной дивизии 4‑й воздушной армии, тоже стала Героем Советского Союза. При выполнении боевого задания в районе Варшавы ее самолет угодил под плотный обстрел зениток и был сбит. Летчицы спрыгнули и оказались на минном поле нейтральной полосы, где Ольга Санфирова и подорвалась, а ее коллега была ранена. Обеих потом доставили в тот самый госпиталь.
Ольга Соломова — подпольщица и партизанка — была председателем Гродненского подпольного комитета комсомола. Вместе с партизанами ходила по деревням, создавала подпольные ячейки. При выполнении одного из заданий в районе деревни Жерновки завязался бой с гитлеровцами. Вместе с партизаном Владимиром Бибичем отважная девушка долго отстреливалась. Когда соратник погиб (он также похоронен в братской могиле), Ольга, чтобы не попасть в руки врага, последнюю пулю пустила в себя. Именами всех трех героев названы улицы Гродно.
Настоящий геноцид
Оккупация Гродно длилась 1127 дней. Еще до войны город был включен в состав Восточной Пруссии, немцы считали его уже территорией Германии. Сюда были стянуты элитные части, включая третью танковую дивизию СС «Мертвая голова», несколько карательных и полицейских формирований.— Крупные силы заняли оборону, чтобы остановить советские войска, действовавшие в ходе наступательной операции «Багратион», — рассказывает Александр Севенко. — 13 июля к городу первыми подошли кавалеристы 3‑го гвардейского кавалерийского корпуса, за ними подоспела пехота. Гродно находился на стыке 2‑го и 3‑го Белорусских фронтов, которые уже 16 июля освободили основную правобережную часть города и своим стремительным наступлением спасли старинное местечко от разрушений — около 70 процентов построек остались нетронутыми.
Численность же городского населения сократилась с 63 тысяч до чуть более 20 тысяч человек, приводит цифры Александр Викторович:
— Это был настоящий геноцид. Фашисты запланировали уничтожить большую часть населения, а оставшихся превратить в рабочую силу.
Во время облав прохожих на улицах брали в заложники, чтобы потом сразу расстрелять, если в городе произошла какая-то диверсия. Ни одна семья не миновала такой участи. Кроме шталагов для военнопленных существовало несколько лагерей для взрослого, детского и даже сельского населения.
…16 июля в парк Жилибера снова придут люди. К подножию мемориала принесут цветы и венки, и каждый почтит память павших, склонив голову у Вечного огня — символа героизма и стойкости наших предков, завоевавших Победу над нацизмом.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
— Прошла всю Беларусь и участвовала в освобождении Гродно. Наступление было быстрым и четко спланированным. Именно в этом городе, ставшем родным, пришла радостная уверенность — скоро Победа! Хотя еще под Бобруйском меня ранило в голову, осколок там сидит до сих пор...
vrublevskaya@sb.by