Председатель Комитета государственного контроля, руководитель рабочей группы по анализу деятельности Национальной академии наук Василий Герасимов 3 декабря на встрече с Президентом Беларуси Александром Лукашенко доложил о некоторых результатах анализа деятельности Национальной академии наук.
Фото: president.gov.by
По словам председателя КГК, в ходе анализа выявлен ряд ключевых проблем.
— Первое — отсутствует единая стратегия формирования научных программ. Академия наук в одном лице выступает и заказчиком, и исполнителем научных программ. При этом сама оценивает идеи, причем по разным подходам. Отсюда большое количество разработок, которые просто пылятся на полках. Задачи и цели научных программ формируются исходя из имеющихся у отдельных институтов возможностей и компетенций, а не потребностей экономики. Важные направления остаются без должного внимания. Целый ряд министерств вообще не формировали свои научные программы на 2021–2025 годы.
По словам Василия Герасимова, разработки Академии наук не оказывают существенного влияния на импортозамещение:
— Из более чем 250 видов продукции, произведенных организациями академии в 2023 году, только 20 (или 8 процентов) смогли заместить импорт. Да и Совет по стратегическим проектам, который создан по поручению Президента, пока не выполняет свои функции, так как не нацелен на поиск и отбор перспективных стратегических проектов.
Второй проблемой, по словам Василия Герасимова, является тот факт, что бюджетное финансирование распределяется Академией наук преимущественно на программы, не требующие коммерциализации:
— На практико-ориентированные программы направлено менее десяти процентов бюджетных средств. Именно поэтому отдельные так называемые коммерческие научные организации Академии наук сидят на бюджетном финансировании, не привлекая для исследований внебюджетные источники.
Председатель КГК подчеркнул, что Академия наук не стала лидером ни в робототехнике, ни в фармацевтической, ни в биотехнологической сферах. А ее организационная структура громоздкая и не соответствует отраслевой структуре экономики.
Третьей проблемой Василий Герасимов назвал различные подходы к оценке результатов научных программ:
— Критерии оценки установлены только для научно-технических программ, которые являются самыми эффективными, так как обеспечивают полный цикл выполнения научных разработок (от создания продукции до ее серийного выпуска). Академия, выступая заказчиком отраслевых программ, сталкивается с проблемами внедрения разработанной продукции и, как следствие, низкой окупаемостью бюджетных средств. Академия наук в ряде случаев устанавливает заниженный объем производства, не обеспечивающий пятикратный размер бюджетных средств. При этом в отчет об экономической эффективности разработок включаются данные о валовом производстве продукции без учета ее прироста за счет внедрения новшества.
Четвертое, на что обратил внимание Василий Герасимов, — это кадровая политика. Рабочая группа констатирует: ослаблены направления подготовки научных кадров. В организациях Академии наук только треть исследователей имеют ученые степени. Численность обучающихся в аспирантуре и докторантуре по стране за три года снизилась на 10 %.
— Нет материальной заинтересованности после окончания аспирантуры работать по профилю. Так, стипендия аспиранта составляет 1000 рублей, и он может заработать 0,5 ставки младшим научным сотрудником. Закончив обучение, необходимо перейти на полную ставку, где зарплата составляет 800–900 рублей, — отметил глава КГК.
Имеются также определенные сложности при заполнении вакансий академиками и членами-корреспондентами по приоритетным направлениям развития наук.
Фото на анонсе: архив «СБ».