В белорусском образовании главная опора — свои вузы, колледжи и лицеи

Где родился, там и научился


О том, почему абитуриентам и их родителям не стоит брать на веру обещания «полного пансиона» за рубежом, особенностях вступительной кампании у нас и пользе личного опыта — наш разговор с начальником главного управления профессионального образования Министерства образования, кандидатом экономических наук, доцентом Сергеем Касперовичем.

Видеть цель

— Сергей Антонович, нынешняя вступительная кампания далеко не первая, в организации которой вы принимаете участие. Чем она отличается от предыдущих?

— Профессиональный стаж приемных кампаний у меня действительно приличный — около 20 лет. Довелось проводить, организовывать и курировать этот процесс на разных уровнях. Начинал с работы ответственным секретарем приемной комиссии инженерно-экономического факультета БГТУ. Затем занимался этим же, но уже на уровне университета. Без преувеличения могу сказать, что это бесценный опыт. И речь не только о пользе общения со студентами, абитуриентами и их родителями. Именно в те годы закладывалась основа подходов, которые сегодня реализованы в рамках приемной кампании, да и современного белорусского образования в целом.

Если говорить об особенностях приема, то в нынешнем году сохраняются в целом те же подходы, что были в прошлом. Точечные изменения касаются только узкого круга абитуриентов. В частности, расширена категория лиц, которые могут претендовать на зачисление в вузы без вступительных испытаний. Это выпускники спортивно-педагогических классов, поступающие на специальности физической культуры и спорта. Требования: не ниже 8 баллов по профильным предметам, по остальным — не ниже 7 баллов. Также будет нужна рекомендация педагогического совета. Кроме того, без вступительных испытаний на условиях целевой подготовки примут тех, кто идет на отдельные специальности сельскохозяйственного профиля. Выпускники школ, прошедшие обучение в классах военно-патриотической направленности, имеют право на зачисление вне конкурса в вузы Министерства обороны, Государственного пограничного комитета, а также на военные факультеты других высших учебных заведений.

— Есть существенные изменения по целевому набору. В чем они заключаются?

— Главное изменение — это отмена, если так можно сказать, территориального принципа. До 2022 года участвовать в целевой подготовке кадров могли предприятия, работающие в сельской местности, малых городах (с численностью населения до 20 тысяч человек) и регионах, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС. Согласно новой редакции Кодекса об образовании, договор может заключить любая организация-заказчик, где бы она ни находилась. По окончании учебы целевики, как и студенты бюджетной формы, получают статус молодого специалиста. Кстати, такая же привилегия будет предоставлена и студентам платных отделений, которые подадут заявку на распределение (направление на работу). Тут стоит заметить, что желающих получить гарантированное государством первое рабочее место становится все больше. На данный момент эта цифра среди выпускников, получивших образование на условиях оплаты, составляет порядка 1 тысячи человек ежегодно и по прогнозам будет расти.

Надо сказать, что целевая подготовка — это одна из самых эффективных форм и она приобретает все большую популярность. Например, БГТУ набирает в этом году 57 целевиков, в БНТУ планируют зачислить на первый курс 42 человека, за которых поручились такие солидные предприятия, как МАЗ, ОАО «Интеграл», Лукомльская ГЭС и другие. Более чем в два раза по сравнению с прошлым годом вырос целевой план приема в БГУ. Активно работают в этом направлении и другие вузы. Всего целевой набор в 21 вуз подчиненности Министерства образования в этом году составляет 890 мест — на 17 % больше, по сравнению с прошлым.

Со следующего года мы прогнозируем еще больший рост интереса к целевой форме подготовки. Во-первых, ожидается увеличение квот. Например, по специальностям в области здравоохранения предельная величина целевых мест в числе бюджетных будет составлять до 80 % (сейчас 50 %). По сельскохозяйственным специальностям целевой набор будет поднят до 70 % (сейчас 60 %). И по всем иным специальностям — до 60 % (сейчас 40 %). Также в следующем году будет организован особый прием на целевую подготовку. Не посредством сдачи ЦТ, а в отдельные более ранние сроки, через один внутренний вступительный экзамен, а также с учетом среднего балла аттестата.


О топовых специальностях

— Исходя из каких соображений формируются цифры приема и какие планы на «новобранцев» у вузов в нынешнем году?

— Планы приема формируются на основе системы прогнозирования потребности в кадрах и определяются исходя из запросов экономики и работодателей. Если мы говорим о бюджетной форме, то здесь первым делом учитываются запросы заказчиков, которые аккумулируются автоматизированной системой «Госзаказ и прием», также учитывается информация Министерства труда и социальной защиты. Набор на платные отделения зависит от образовательных потребностей граждан, но тоже с поправкой на потребности экономики. То есть цифры никогда не берутся с потолка и ­являются результатом совместной работы руководства вузов, Министерства образования, Министерства труда и соцзащиты, Министерства экономики, работодателей и других заинтересованных ведомств. Например, по обоснованному ходатайству Минздрава в последние годы мы увеличиваем прием на медицинские специальности.

В нынешнем году на уровень высшего образования планируется принять 53,5 тысячи человек. Из них около 27,7 тысячи бюджетников, примерно 25,8 тысячи — платников. Прием будут вести 49 вузов.

— Какие специальности в этом году могут быть наиболее популярными?

— Резких колебаний в предпочтениях у абитуриентов нет уже достаточно долгое время. Полагаю, что нынешний год не будет исключением. Прогнозируем, что в числе топовых направлений будут медицина, инженерия, современные технологии, сфера IT, правоведение, международные отношения. Повышенный спрос рождает высокий конкурс и соответствующие проходные баллы. В некоторых случаях они доходят до 380 и выше.

Традиционно каждый год в вузах появляются новые специальности. Например, в БГУ на биологическом факультете открывается специальность «биоинженерия и биоинформатика», на географическом факультете — «геотехнологии туризма и экскурсионная деятельность». В МГЛУ — «японский язык и второй иностранный язык», в БГТУ — «технология и переработка биополимеров». БНТУ тоже объявил о новинке — это специальность в области цифровой экономики.

Региональные вузы от Минска не отстают. В Витебском государственном университете будут впервые набирать студентов на «спортивно-педагогическую деятельность». Могилевский государственный университет вводит «управление информационными ресурсами». В Брестском государственном университете появится «урбанология и сити-менеджмент», в Гомельском государственном техническом университете — «управление дизайн-проектами на промышленном предприятии». Абитуриенты ГрГУ имени Купалы смогут попытаться поступить на «веб-журналистику», «аналитическую биохимию» и «биохимию лекарственных средств». Новое направление открыто в Полоцком государственном университете — «искусственный интеллект (инструментальные средства и технология проектирования интеллектуальных систем)».
Главная отличительная особенность отечественной системы профессионального образования и высшего в том числе в том, что она ориентирована на подготовку специалистов в количественном и качественном плане в соответствии с требованиями заказчиков, а не работает сама на себя. В ней грамотно совмещены фундаментальные знания с серьезной практической подготовкой студентов

Тест на прочность

— Существует ли система проверки качества образовательного процесса в вузах и как она работает?

— Высшее образование — это образование фундаментальное. Не подготовка к конкретному рабочему месту, а подготовка к тому, чтобы работать в рамках полученной специальности на одном из множества ее направлений. И спектр предоставляемых учебным заведением навыков должен быть для этого достаточным. Для того чтобы отслеживать процесс, существует система контроля качества, имеющая два взаимосвязанных аспекта — внутренний и внешний.

Первым занимаются ректорат, деканаты, руководство кафедр, учебно-методические управления и отделы. Внешняя система реализуется через аккредитацию специальностей и учреждений, лицензирование. Эта работа департамента контроля качества, Национального агентства по обеспечению качества. Кроме того, вузы уже давно внедрили процессный подход (внутреннюю систему менеджмента качества). Он преду­сматривает дополнительные сертификационные и ресертификационные аудиты уполномоченных организаций (БелГИС, РИВШ и других). В тех случаях, когда это необходимо, группами экспертов проводятся мониторинги.

Есть еще один важный момент — оценка преподавателей студентами по совокупности критериев. Кстати, это один из обязательных пунктов внутренней системы менеджмента качества. От того, насколько добросовестно преподаватель относится к своей работе, зависит и оплата его труда. Действует система рейтингов, в которой учитываются качество и структура работы, обновление лекций и лабораторных практикумов, внедрение современных образовательных технологий, разработка контента, в том числе для дистанционного обучения. Важнейший фактор — научные публикации, поскольку работа в университете — это в значительной степени собственные исследования преподавателей. Исходя из вышеперечисленного, могу сказать, что краснеть за уровень преподавания в белорусских вузах не приходится.

Дистанционка в школы не придет

— Основные положения новой редакции Кодекса об образовании вступят в силу с 1 сентября. Какие аспекты кажутся вам наиболее важными для высшего образования?

— Прежде всего это изменения, связанные с целевой подготовкой, о которых мы уже говорили. Далее — корректировка структуры высшего образования. Теперь у нас будут бакалавриат, магистратура, а также непрерывная образовательная программа. Последнее касается медицины, отдельных высокотехнологичных специальностей, специальностей в области культуры и искусств, подготовку по которым содержательно невозможно «разорвать». Поэтому на выходе это будет, как правило, защита магистерской диссертации. Есть также очень серьезные изменения, касающиеся внутренних процессов в образовании. Вузы получают больше автономии в части формирования содержания образования и корректировки образовательных программ. Ну и, конечно же, одно из знаковых изменений — то, что дистанционная форма образования получила, так сказать, законный статус. Ранее она была одной из вариаций заочной. Здесь стоит уточнить, набирать студентов отдельно на новую дистанционку вузы будут уже с 2023 года, пока не решится ряд технических вопросов.

Далее дистанционная форма образования будет активно развиваться в сфере дополнительного образования взрослых, по отдельным специальностям высшего образования, точечно в учреждениях среднего специального образования. В профтехобразовании пока мы не видим сфер ее применения, а что касается школы, то тут категорическое нет. У некоторой части родителей есть свое мнение по этому поводу, однако школьное образование — это не только передача знаний, но еще и социализация, воспитание, развитие личности. Это невозможно без непосредственного контакта учителя и ученика.

К университету 4.0

— В 2019 году стартовал экспериментальный проект по созданию в учреждениях высшего образования модели «Университет 3.0», рассчитанный на 5 лет. На какой стадии он находится сейчас?

— «Университет 3.0» представляет триединство образовательной, научной и предпринимательской функций. Ведь современный вуз — это структура, призванная не только коммерциализировать научные разработки, но и создавать у студентов предпринимательские компетенции. Именно такие учреждения становятся центрами, формирующими передовые идеи развития научных знаний, отраслей и сфер экономики. Так работают, например, Оксфорд и Кембридж. Белорусский проект объединяет на данный момент 10 крупнейших вузов (на начальном этапе их было восемь), включая БГУ, БНТУ, БГУИР, БГЭУ и другие. На их базе уже успешно действуют бизнес-инкубаторы и технопарки, стартап-центры, проводятся научно-исследовательские работы. Проект показывает хорошие результаты и в 2024 году будет завершен в качестве эксперимента. Следующий этап — «Университет 4.0». Это уже модель вуза-супердрайвера как центра региональных кластеров, объединяющих предприятия, общественные организации и так далее. Кстати, многие белорусские университеты (в частности, БГУ и БНТУ) уже имеют производственные подразделения. Так что все это вполне реально осуществить. Тем более когда у руководства вузов есть заинтересованность, а у студентов — желание принимать участие.

Фото  БЕЛТА

Не все то золото

— Порой приходится слышать, что лучше учиться за границей. Откуда эта установка?

— Подобное часто звучит либо от тех, кто понятия не имеет о предмете (так сказать разговоры из разряда «хорошо там, где нас нет»), либо от лентяев, вылетевших по неуспеваемости. Кстати, ежегодно наши вузы отчисляют немалое количество студентов, которые не справляются с нагрузкой. Не исключаю, что обиженные как раз из этой категории. Давайте смотреть правде в глаза: учеба — это тяжелый труд. По-другому это просто не работает, ни у нас, ни за границей.

Для того чтобы сравнивать уровень образовательного процесса и преподавания, нужно проводить как минимум сопоставительные исследования. А согласно этим данным, ситуация прямо противоположная. Спектр специальностей, качество образования, уровень компетенций преподавателей в учреждениях высшего образования страны и в целом получаемый диплом соответствуют мировому уровню. И экспорт образовательных услуг (а в Беларуси обучаются порядка 30 тысяч иностранных студентов) тому подтверждение. В сравнении с зарубежными вузами мы не проигрываем. Ни в квалификации преподавателей, ни по уровню материально-технической базы. То, что все специалисты (как подготовленные за счет бюджета, так и платники) без проблем находят работу, — тоже показатель качества образования, причем один из основных. Замечу, что уровень молодежной безработицы в Беларуси значительно ниже, чем во многих европейских странах.

БЛИЦОПРОС

— Удается ли выкроить время на чтение и какие жанры вы предпочитаете?

— Свободного времени не так много, как хотелось бы, но стараюсь уделять внимание книгам. Из предпочтений — научная фантастика и современная публицистика.

— Семья или работа — что в приоритете?

— Провокационный вопрос, хотя и закономерный. Скажем так, я стараюсь соблюдать баланс, поскольку близкие люди — это та поддержка, которая непременно нужна любому. И у меня есть четкое понимание, что им нужна моя поддержка. Надеюсь, у меня получается.

— Чем занимаетесь в свободное время и есть ли у вас хобби?

— Люблю путешествовать, открывать новые для себя места. Причем часто такие открытия делаю в близлежащем лесу или в городском парке. Также по мере возможности занимаюсь спортом.

— Ваш профессиональный совет молодым людям, выбирающим профессию?

— Идти по зову сердца, идти туда, где нравится, а не туда, где выгодно. Поверьте, это дает хороший результат. Слушать советы взрослых (это полезно), но при этом осмысливать информацию критически.

bebenina@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter