Где переплелись радушие и домовитость — пять встреч в городе Бобруйске

Побывали в «прекрасном, высококультурном месте», чтобы познакомиться с особенными людьми — «лицами бобруйской национальности»

Диковинный деревянный особняк купчихи Кацнельсон, древняя крепость, уникальные кафедральный собор, костел, синагога... Таких «зефирок» для путешественников много у города на Березине, в котором, собственно, и производят нежное бело-розовое лакомство, знакомое с детства каждому белорусу. Писатель и режиссер Эфраим Севела — памятник ему здесь тоже есть — сумел так написать о родной Инвалидной улице, что в Бобруйск, читая книгу, влюбляются и те, кто никогда здесь не был. Мы приехали в этот самобытный уголок, где переплелись белорусское радушие и еврейская домовитость, чтобы познакомить вас с теми, кто своими трудом и талантами прославляет родной город. А еще обладает врожденным чувством юмора.

Легенды медицины

До войны на Инвалидной улице, ныне Энгельса, жил «великий диагност» Беленький — «мог мертвого на ноги поставить». Лечил любые болезни, с бедняков платы не брал. «Купите «кугочку», — произносил он на еврейский манер, протягивая пациенту деньги. — Вам надо хорошо питаться». К доктору шли не только за лекарствами, но и за советами по житейским вопросам.

О коллеге, снискавшем уважение всего города, рассказал заведующий эндоскопическим отделением Бобруйской центральной больницы Геннадий Акулич, который был знаком с Беленьким-младшим, работавшим в приемном покое. Говорит, обоих уже нет, а люди вспоминают с благодарностью.

Об Акуличе местные тоже отзываются только положительно: прекрасный специалист, интеллигентный человек. За 36 лет работы он исследовал уже около сотни тысяч желудков. Так что половину своих земляков доктор знает… изнутри (население Бобруйска — около 208 тысяч человек. — Прим. авт.).


— Стать медиком мне было предначертано: родился по дороге в роддом — зимой, в санях. Кювезов для недоношенных младенцев еще не существовало — спасибо доктору Антону Гуще: выходил меня. Его сын Слава стал моим другом, оба окончили минский мединститут. Он работает в реанимации больницы скорой помощи — «морзоновки», названной так в честь прекрасного хирурга Морзона. Я 43 года назад прибыл в медсанчасть «Бобруйскшины» — так изначально называлась центральная больница.

Начинал Акулич в кардиологии, работая в приемном отделении, активно продвигал открытие эндоскопического:

— Оно было жизненно необходимо, ведь больных возили на обследование за 120 километров в Могилев. Теперь у нас есть видеоэндоскопические системы, делаем бронхоскопию, исследования желудка, кишечника, легких, удаляем полипы... На колоноскопию к нам даже из Минской области приезжают.


За год здесь проводят около 5 тысяч исследований. Самая большая проблема, по словам доктора, сейчас в том, что, начитавшись советов в интернете, люди бесконтрольно принимают медикаменты и получают желудочно-кишечные кровотечения:

— Некоторые элементарно не умеют есть: не пережевывают, а заглатывают. Из пищевода одного земляка с помощью эндоскопических петель извлекли куриную ножку. Через три дня явился снова — уже с куском мяса в горле!

Поступают в отделение и пациенты с серьезными черепно-мозговыми травмами, кровью в бронхах, легких, которую надо экстренно откачивать, чтобы не наступила асфиксия.


Спасать человеческие жизни — дело ответственное, случайных людей в медицине быть не должно. У Геннадия Георгиевича есть золотое правило: к лечению надо подходить индивидуально, а в каждом пациенте — видеть родную мать.
Акулича звали на работу в столицу. Не захотел: «Душой отдыхаю, прогуливаясь по уютным улочкам вдоль старинных флигельков. Бобруйск — мой город, и я его не покину».

Родная проходная

Бобруйск — лучший город земли и для Антонины Гаценбиллер. А вторым домом она считает ОАО «Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов», где работает уже 26 лет.


— Литейщик, термист — профессии не женские, ведь это тяжелый физический труд. Но ни на каком другом предприятии я себя не видела. Сюда в 1967 году рабочей пришла моя бабушка Марфа Колесникова, положившая начало трудовой династии. Следом — мои родители Павел и Елена Дмитрачковы, — уточняет мастер термического участка прессово-сварочного цеха. — Я, считай, выросла среди запчастей для тракторов. Мы живем в частном секторе через дорогу, мать с отцом часто брали меня с собой на завод — в ту пору это не запрещалось. Поэтому после школы в местном механико-технологическом техникуме получила специальность «Обработка металлов на станках и автоматических линиях», затем — инженера в Гомельском государственном техническом университете имени Сухого.

Недавно на заводе можно было увидеть 33 представителей династии Колесниковых — Гаценбиллер, но одни ушли на пенсию, другие — в декрет. Однако, замечает женщина, немало работают и сейчас:

— Мой муж Александр — наладчик в механосборочном, его родной брат — мастер, тетя — шлифовщица. Один мой племянник — оператор станков, второй — слесарь-инструментальщик, племянницы трудятся распределителем работ, кладовщицей, экономистом. Это еще не всех назвала. Тут в любой цех зайди — встретишь наших.


Всего на заводе трудится около 2,5 тысячи человек — прекрасный коллектив, говорит Антонина Павловна:
— Горжусь тем, что я часть этой большой дружной команды. Трудовые династии, а мы тут такие не одни, — опора любого предприятия, показатель его социальной стабильности, престижа. И профессиональные навыки передаются из поколения в поколение, и коллеги, связанные родственными узами, стремятся сделать все, чтобы не уронить честь фамилии, сохранить традиции. 

Спасать и вдохновлять

В историческом здании, построенном в 1904 году в переулке Пожарном, в самой старой пожарной аварийно-спасательной части под № 1 Бобруйска трудится 33‑летний Евгений Лось.


До того как прийти сюда, парень выучился на техника-электрика, успел потрудиться на стройке, поступить на заочное отделение факультета физвоспитания в БГПУ имени Максима Танка.

— Вот такая извилистая дорога к мечте, — улыбается Евгений. — Стать спасателем хотел с детства. Был пример перед глазами: в пожарной части работал отец моего лучшего друга.


Ему не раз доводилось тушить торфяники, вытаскивать из горящих квартир земляков. Как-то на пару с коллегой на руках вынес из объятого пламенем дома безногого, который не мог самостоятельно передвигаться.

— Физическая подготовка в нашем деле очень важна: только экипировка весит килограммов 25, — уточняет пожарный. — Поэтому есть базовые нормативы. К примеру, спасатель должен уметь подтянуться не меньше 15 раз, за 3 минуты с небольшим пробежать километр... Я, как только пришел в часть, подтягивался раз 50. Мне хочется быть в хорошей форме.

Хорошая форма — скромно сказано. Лось — рекордсмен Книги рекордов Гиннесса. Первый раз попал туда, отжавшись 67 раз на брусьях с дополнительным весом 18,2 килограмма. Второй — когда отжался 53 раза, но уже с весом 27,2 кило.
 Тренируется по нескольку часов в день, процесс снимает на видео и выкладывает в Instagram и на YouTube, где у «Дикого Лося» (так Евгений позиционирует себя в сети) почти 3 миллиона подписчиков.


— Отзывов очень много, стараюсь отвечать. Недавно мальчуган, который в 12 лет подтягивается на перекладине 20 раз, спросил, не мало ли это для его возраста. Поставил ему лайк, написал позитивный комментарий. Для детей то, что их успехи отметили, — отличная мотивация, станут выкладываться еще больше.

Начальник пожарной аварийно-спасательной части № 1 Александр Крик отмечает большой вклад Евгения в популяризацию спорта и здорового образа жизни:

— Благодаря ему наш спортзал прирос новыми тренажерами, сотрудники с удовольствием здесь занимаются. Евгений участвует в турнирах по пожарном спорту — от городских до международных. И это, несомненно, увлекает юных бобруйчан, которые берут с него пример.

Там, где поет душа

Гордятся бобруйчане и тем, что их город «пропечатан» в «Золотом теленке» Ильфа и Петрова: «Все соглашались ехать в Бобруйск хоть сейчас. Бобруйск считался прекрасным, высококультурным местом».


Действительно, из Бобруйска родом не только выдающиеся деятели науки, спорта, но и талантливые музыканты: певец Исидор Болотин, народный артист Беларуси композитор Владимир Оловников, популярный исполнитель Руслан Алехно...

Вклад в сохранение традиций белорусского музыкального искусства вносит и семья Снарских. Глава ее Дмитрий Леонидович играет на баяне, его супруга Татьяна Александровна — на цимбалах. А 12‑летняя дочь Александра в детской школе искусств № 1 имени Е. К. Тикоцкого (которой, к слову, руководит ее отец) занимается по классу флейты, параллельно осваивая народные белорусские инструменты — дудочку и окарину. В этом году стала лауреатом II степени республиканского творческого радиоконкурса «Маладыя таленты Беларусі».


— Это очень серьезное испытание — около 540 исполнителей, а на белорусской дудочке я играю всего второй год, — признается школьница. — Хотя музыкой занимаюсь с пяти лет. В будущем хочу освоить дуду и жалейку.

Играть на белорусской дудочке, глиняной окарине не так просто, как кажется. Чтобы инструмент раскрылся, зазвучал в полную силу, исполнитель должен не только обладать музыкальным слухом, но и уметь рационально использовать дыхание. Иначе, как говорят Снарские, «можно поймать зайчиков» — головокружение. Сашу инструмент слушается, окарина у нее звучит удивительно нежно. Кстати, когда девочке было всего семь лет, она участвовала в международном конкурсе «Музыка надежды», где ее соперниками были 13‑летние подростки, и стала обладательницей поощрительной премии специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи. Дмитрий Снарский уточняет:
— Еще несколько лет назад белорусскую дудочку на конкурсах никто не представлял. Мы любим Беларусь и популяризируем народные инструменты. С прошлого года в школе начали учить детей на ней играть.
Репертуар для аутентичных инструментов тоже белорусский, в основе — произведения заслуженного артиста Беларуси Александра Кремко, композитора Игоря Мангушева.


На дудочке Александра разучила «Роздум» Мангушева. А в будущем хочет стать человеком-оркестром: в ходе выступления чередовать игру на разных духовых инструментах. Сейчас оттачивает «Тры галасы» композитора, где используются жалейка, дудочка и окарина.

— В этом году в ДШИ № 1 провели первый республиканский конкурс искусств «Толькі.BY», в котором было около 300 участников. Молодежи это интересно, значит, будем и дальше сохранять, развивать исконные музыкальные традиции, — говорят Снарские.

Железные аргументы Дарьи Наумовой

Серебряный призер Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро, участница Олимпийских игр в Токио, чемпионка Европы 2019 года, призер чемпионата мира 2018‑го, в этом году Дарья Наумова взяла сразу два серебра — на чемпионате России и на II Играх стран СНГ. Застать именитую тяжелоатлетку в Бобруйске — большая удача.


— Хорошо, если я здесь месяц в году провожу. В остальное время — на сборах в «Стайках» или на соревнованиях, — улыбается Дарья. — Но этот город считаю родным, потому что живу здесь с 15 лет.

В Бобруйское государственное училище олимпийского резерва Дарья, до девятого класса увлекавшаяся толканием ядра и метанием диска, выигрывавшая районные соревнования, поступила на отделение легкой атлетики. Правда, недели не проучилась, как ее заметил и переманил к себе здешний тренер Валерий Сизенок — ныне старший тренер женской национальной сборной по тяжелой атлетике.


— С наставником мне повезло: всегда умел направить, поддержать, выслушать, — подчеркивает Дарья. — В профессиональном спорте нередки травмы. За месяц до чемпионата Европы, что проходил в 2019‑м в Батуми, я сильно повредила спину. Встать не могла, а надо было продолжать тренировки. Пришлось корректировать упражнения, нагрузки, сидеть на обезболивающих. Когда выходила на арену, боль присутствовала, но на фоне куража перед испытаниями я уже не особо обращала на нее внимание.
Железный аргумент — думать не о себе, а о стране, которую представляешь, и выкладываться по полной — сработал. Из Грузии Дарья, выступавшая тогда в весовой категории до 76 килограммов, вернулась с золотой медалью.

— Победы посвящаю своим близким: родителям, старшим сестрам, которые в свое время тоже занимались спортом (Полина — гиревым, Марина — легкой атлетикой). И конечно, родной Беларуси и Бобруйску — городу, куда мне хочется возвращаться снова и снова, который дал мне путевку в жизнь, — говорит титулованная спортсменка.


kislyak@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter