Жители Толмачево собрались на месте, где стоял сельский клуб.
— Здесь всего‑то надо было фундамент залить и стены укрепить! — местные жители наперебой говорят о том, как можно было спасти клуб. Толмачево — не такая уж и глубинка. Находится прямо на границе Столинского и Житковичского районов. До трассы, соединяющей Брестскую и Гомельскую области, около 10 километров. Живут тут почти 600 человек, причем детей до 17 лет свыше 180. Среди собравшихся немало молодежи. Старшеклассница Вероника Шлимович говорит, что раньше клуб объединял детей разных возрастов:— Танцы, самодеятельность, библиотека. Это в городе много мест для развлечений, а в деревне — клуб. Теперь выбирай: или в интернете сидеть, или иди пешком несколько километров до соседнего села...
— Деревня развивается! — перебивает Веронику сельчанка Наталья Толмачевец. — Построено 23 «президентских» домика! Дети талантливые. И голоса у них хорошие, и в спорте многие отличаются. Их поддержать надо. А сколько торжеств здесь проводилось…
Теперь, чтобы свадьбу сыграть, молодым приходится скитаться по Столинскому и Житковичскому районам в поисках свободных помещений.
Подходим к пустырю, где раньше было здание. Картина неприглядная. Грязь, пень, на котором лежат осколки клубной вывески, и самодельная лавочка. Вокруг нее разбросан мусор.
— Вот теперь это наш клуб, — разводят руками жители деревни.
В свое время в Толмачево образовали коллектив «Калина», который получил звание народного. Да, говорят толмачевцы, есть и другие клубы, но каждый по‑своему уникален. Сколько обрядов можно показать подрастающему поколению... Но эту память снесли бульдозером. Без предупреждения, что особенно возмущает сельчан:
— Почему не собрали нас, не выслушали, не учли мнения? Взяли и поставили перед фактом!
Начальник отдела культуры Столинского райисполкома Василий Заруба говорит, что другого выхода не было:
— Деревянному зданию — 60 лет. Его признали аварийным. Мы и так держали его сколько можно. Не дай бог, там обвалилась бы крыша или стена… Кто был бы виноват в трагедии? У нас в районе 50 домов культуры и 37 библиотек. Столько не в каждом районе есть. На территории этого сельсовета находятся пять ДК — все они доступны. Сегодня мы не можем каждую деревню в радиусе двух километров обеспечить новым учреждением культуры.
Что ж, в Толмачево очаг культуры погас. Хочется думать, что не навсегда. Возникает вопрос о судьбе других сельских клубов. К примеру, в деревне Лука этого же района, где возродили уникальный обряд «Братская свеча», претендующий на туристический бренд. Здание там тоже не молодеет. Когда оно совсем обветшает и его пустят под снос?..
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Сергей Панасюк, начальник управления культуры Брестского облисполкома:
— В ближайшие два года вопрос с помещением для клуба в Толмачево решится. Варианты есть. Но новые клубы в области пока не возводятся. Сегодня достраиваем Коссовский замок, кукольный театр в Бресте, Ружанскую браму. Это знаковые объекты историко‑культурного наследия. В целом в регионе идет реконструкция сельских ДК по принципу создания мультикомплексов в агрогородках. Там размещаются библиотеки, почта, отделение банка и другие значимые объекты. Конечно, жителям отдаленных деревень не всегда комфортно добираться в соседнюю деревню. Но мы помним времена, когда и в школу, и на танцы молодежь ходила за пять и более километров. Вопрос с сообщением нужно продумывать на местах в каждом конкретном случае.
Между прошлым и будущим
Сельские клубы — конечно же, больше чем вечерние танцы и деревенские свадьбы. Это целая система, объединяющая библиотеки, дома и центры ремесел, фольклора, культуры и досуга, социальных услуг. Формы разные, но, по сути, это единственный социальный объект, который формирует культурный досуг сельского жителя.Только в Брестской области работают 475 учреждений культуры клубной системы. Заведующая отделом ГУК «Брестский областной общественно‑культурный центр» Ирина Соснина говорит об их основных направлениях:
— В первую очередь клубы сохраняют традиционную культуру, промыслы и ремесла, популяризируют локальные традиции и аутентичный фольклор, стимулируя деятельность фольклорно‑этнографических коллективов. Развивается любительское творчество, поддерживаются празднично‑фестивальные традиции, творческие инициативы людей... Клубы — это доступ к национальному центру правовой информации. А еще на их базе создаются театральные и филармонические площадки.
«Хмелевские волоцуги».
По словам Ирины Сосниной, эта система год за годом совершенствуется. Появляются новые клубные формирования, более разно-образными становятся формы работы:— Диско‑акции, танцевальные и музыкальные флешмобы, молодежные квесты, баттлы, мюзиклы, в которых органично сочетаются творческие блоки различных жанров, караоке‑программы, арт‑кафе. А в работе с молодежью учреждения культуры выполняют далеко не развлекательную функцию, учитываются такие направления, как профилактика СПИДа, наркомании, алкоголизма, правонарушений, работа с трудными подростками, проблемными семьями, находящимися в социально опасном положении.
Изюминки есть в каждом районе. В Жабинковском, например, — народный театр юмора «Хмелевские волоцуги», покоривший не только зрителей Беларуси, но и наших ближайших соседей. В Дрогичинском — музей народного творчества «Бездежский фартушок», собравший уникальную коллекцию народных костюмов и здешних фартушков, аналогов которым нет на территории страны.
Под Малоритой, в агрогородке Хотислав, есть заслуженный любительский коллектив Беларуси — образцовый клуб любителей фольклора «Вясковая табала». Его участники изучают, сохраняют и популяризируют национальную культуру, традиции и обряды, устное, песенное, инструментальное и танцевальное народное творчество, народные промыслы и ремесла.
На базе многих сельских ДК проводятся фестивали, выходящие далеко за рамки праздника деревни. Сегодня они становятся брендами районного, областного, а то и республиканского значения, как праздник «Коники» в Давид‑Городке или клюквенный фест в Ольманах Столинского района.
Ирина Соснина уверяет, каждый населенный пункт имеет свою историю, свои колорит и неповторимость, поэтому ценность клуба, особенно на селе, возрастает:
— Наследие, оставшееся от наших предков, имеет глубокие корни и историю. Любовь к родной земле, ее традициям и обычаям передается от отца к сыну, от матери к дочери. И проявляется в изделиях мастеров народного творчества, в художественной культуре. Проблема преемственности и передачи подрастающему поколению национального наследия по‑прежнему актуальна.
mityakov@sb.by
Фото автора.