Горячие цены
Ситуация поменялась в начале сентября, когда стало понятно, что запасов газа в преддверии отопительного сезона в хранилищах стран ЕС ниже уровня 2020 года (73,5 процента вместо 95). Такая ситуация повысила уверенность трейдов в необходимости «игры на повышение» на фоне дефицита газа, что сказалось на галопирующем росте стоимости фьючерсов на газ в сентябре 2021-го.Так, 28 сентября впервые в истории данный показатель превысил отметку в 1000 долларов за 1000 куб. м газа.Одновременно с европейскими трейдинговыми площадками наблюдалось повышение цены фьючерсов и на азиатских рынках.
Дефицит газа на мировых рынках на фоне высокого спроса на газ в Европе и Азии привел к возникновению конкуренции между ними за право обладать теплом, что неизбежно сказалось на росте стоимости фьючерсов на газ с отгрузкой в октябре — ноябре 2021-го.С начала года цена выросла примерно в четыре раза. Ранее такое пиковое увеличение было установлено в марте 2018-го, когда Европа оказалась во власти холодного фронта «Зверь с Востока». Тогда на фоне аномально холодной погоды котировки поднялись до 969 долларов за 1000 куб. м. Но ключевое отличие 2018 года от 2021-го заключается в том, что рост стоимости тогда пришелся на конец отопительного сезона, сейчас — на начало.
Нетипичная ситуация на газовом рынке вызвала череду домыслов, теорий и заявлений, ориентированных на обвинения Кремля в преднамеренных действиях с целью искусственного создания дефицита газа на мировых рынках, чтобы якобы надавить на Брюссель в вопросе окончательного одобрения и запуска «Северного потока — 2».
В середине сентября более 40 депутатов Европарламента призвали расследовать «возможное манипулирование рынком» со стороны «Газпрома». Политики заподозрили «Газпром» в попытке использовать цены для давления на Европу и ускорения сертификации нового газопровода. Со схожими обвинениями 20 сентября выступил старший советник Госдепартамента США по энергетической безопасности Амос Хохштейн. Он отметил, что поставки российского газа «необъяснимо низкие», и предположил, что Россия сознательно занижает их, чтобы приблизить срок запуска трубопровода.
Пресс-секретарь Президента Дмитрий Песков ответил на слова Хохштейна, заявив, что Россия «на 100 процентов и даже больше» выполняет свои обязательства и даже «близка к историческому максимуму» по поставкам газа в Европу. В самом «Газпроме» обвинения в недопоставках посчитали абсурдом.
Президент России Владимир Путин акцентировал, что страны, заключившие долгосрочные контракты на поставку российского газа, могут «потирать руки», так как покупают его дешевле в условиях роста мировых цен на энергоносители. «На споте сейчас, на свободном рынке в Европе, 650 долларов за тысячу кубов. Но эти умники еще в прошлом составе Еврокомиссии придумали рыночное ценообразование на газ, вот результат вам», — сказал Владимир Путин.
Альтернатива дорожает
В попытках найти более дешевую альтернативу страны спровоцировали увеличение цены и на другие энергоресурсы: нефть, черный уголь, электроэнергию. Так, стоимость ноябрьских фьючерсов на Brent утром 28 сентября превысила 80 долларов за баррель. Такие цены на нефть последний раз наблюдались только в октябре 2018 года. Инвестиционные банки и фонды ожидают рост стоимости на нефть до 90 долларов за баррель в случае холодной зимы в Северном полушарии.
В этих условиях достигнутая Минском договоренность с Москвой о поставке газа по прошлогодним ценам (128 долларов за тысячу кубометров) для наших оппонентов выглядит фантастической и предельно желанной. И… в очередной раз демонстрирует необходимость пересмотра странами Европы отношений с Россией и Беларусью.
США же готовы обогревать своих союзников по чрезмерно высокой цене. Ряд экспертов высказывает мнение, что истинная причина повышения цен не в климате, а в «работе» спекулятивных манипуляторов, действующих на биржах с целью чрезмерного увеличения стоимости газа по указанию Вашингтона.
Зачем это им? Все просто: энергетические компании США настойчиво пытаются проникнуть на европейский рынок путем поставки на него сжиженного газа (доставляется морским путем). Именно для этого на протяжении последних лет они активно продвигают создание соответствующей инфраструктуры по разжижению в Польше. Страны Европы, исходя из простых стоимостных соображений, не хотят покупать этот газ — он в разы дороже трубопроводного газа из России.Сейчас на волне гиперроста цен на газ ситуация может сложиться такая, что стоимость сжиженного газа станет сравнима со стоимостью трубопроводного. И в итоге у Европы не останется аргументов для отказа в закупке СПГ.