Чему учат в Академии футбола

Футбол по единой программе

Технический директор Ассоциации «Белорусская федерация футбола» Дмитрий Косенок: «Дали шанс и помогаем построить профессиональную карьеру ребятам из небольших городков и райцентров»

О белорусском футболе в последнее время говорят много, но редко хорошо. Неунывающие жизнелюбы, глядя на результаты сборной и ее игру, слегка притихли, но предлагают немножко подождать, уверенные в том, что дела наладятся (вопрос «как скоро?» отнесем к степени их оптимистичности). А вот пессимисты и разного рода дрянь из числа тех, для кого чем хуже стране и ее представителям, тем лучше, получили повод лишний раз изрыгнуть из себя свою дешевую, мерзкую сущность. «Тупик! — вопят они после неудач в Лиге наций. — Следующая станция конечная! Всех на дыбу!»

Критиковать, высказываться, анализировать и делиться мнением — это совсем другое, чем поливать грязью, охаивать и оскорблять. Знатоков развелось много, каждый указывает: кого должен был пригласить в сборную страны Георгий Кондратьев, какую тактику придумать… А уж поучить работать Белорусскую федерацию футбола — сам бог велел: делают они все время не то, решения принимают не те, да и вообще ничего в футболе не смыслят! На все это есть простая мудрая истина: если останавливаться у каждого забора, из-за которого слышен собачий лай, то домой не доберешься. В АБФФ к своей цели дойти хотят. А потому молча и деловито продолжают затеянный курс реформ, нацеленный на массовое оздоровление захворавшего футбольного организма. Благо диагноз известен, а курс процедур намечен. Дело это не быстрое, процесс болезненный, однако другого пути нет. 


Представьте себе сообщающиеся сосуды, в последнем ряду которых национальная сборная. Если там совсем не осталось воды, это значит, что ею перестали наполнять смежные емкости, название которым детский футбол, инфраструктура, квалификация тренерских кадров, массовость и популяризация, уровень чемпионата страны. Потому что все эти понятия связаны между собой и тесно переплетены: убыло в одном — снизился уровень везде, где-то прибыло — поднялся. Так случилось, что наш футбол обмельчал. Какой из сосудов стал тому главной причиной? Подтекало везде по чуть-чуть, а вот в детском футболе, пожалуй, журчало струйкой. Долгие годы наш футбол катался как сыр в масле, получая щедрые государственные дотации, но бросал их, как нерадивый хозяин и несмышленый повеса, исключительно на ветер: строил воздушные замки, пел и плясал, рисуя себе в контрактах цифры зарплат с большим количеством нулей. Клубы просаживали деньги на легионеров и совершенно не думали о будущем и развитии. Вот и допрыгались, что потеряли целое поколение футболистов: прежнее ушло, а их места занять оказалось некому. 

Разгребать авгиевы конюшни и примерять на себя всегда неблагодарную роль реформаторов выпало нынешнему руководству АБФФ. Политику ведет вдумчивую, но решительную. Среди всех прочих мер, направленных на выход из кризиса, особая и большая роль отводится воспитанию нового поколения игроков — с другой психологией, мотивацией, технической и психологической оснащенностью. Можно смело говорить, что наш футбол перестраивается, пытаясь стать на совершенно новые рельсы: согласно принятой программе, которая уже апробирована и будет повсеместно запущена в активный процесс с нового учебного года, упор в воспитании юных талантов сделают на развитие индивидуально сильных качеств ребят, не забывая при этом о серьезной и всеобъемлющей базовой подготовке. Чтобы узнать точно, как это будет выглядеть и работать, мы наведались в Академию футбола и поговорили с техническим директором АБФФ Дмитрием Косенком. 


— В академии собраны юношеские команды трех возрастов: 8—9–10-е классы обучения, — вводит в курс дела Дмитрий Эдуардович. — Ребят ежегодно отбираем по всей стране. Специалисты выезжают в регионы и областные центры, где организовываются занятия и просмотровые мастер-классы, по результатам которых на карандаш попадают самые способные мальчишки. В конце лета, ближе к учебному году, приглашаем их в Минск, где на полях академии они тренируются, знакомятся с условиями и вновь пытаются проявить себя с лучшей стороны. По итогам сбора тренерский совет принимает решение о зачислении самых достойных в члены академии. В идеале стремимся к тому, чтобы основу наших команд составляли ребята из небольших городков и районных центров, которые являются кандидатами в юношеские сборные по своим возрастам. Даем им шанс и помогаем построить профессиональную карьеру, принести пользу стране. 

Условия в академии созданы такие, что, как выражаются тинейджеры, закачаешься! У чемпионского «Динамо» 1982 года в Стайках подобных точно не было, а у национальной сборной немногим лучше. Уютные комнаты для круглогодичного проживания, оборудованные всем необходимым. Сбалансированное питание (здешнему шведскому столу позавидовать могут и в иных отелях с системой all inclusive). Свой комфортабельный автобус. Обучение в специализированных классах средней школы. Поля с искусственным и натуральным покрытием, манеж под крышей. Тренажерный зал, бассейн, есть врачи, реабилитолог, старший воспитатель, психолог… А также грамотный тренерский штаб. 


— Над повышением квалификации наставников мы тоже активно работаем, пользуясь возможностями академии, — продолжает рассказ Дмитрий Косенок. — У нас трудятся тренеры, имеющие богатый игровой опыт выступлений в чемпионате страны в высшей лиге, некоторые выступали в сборной страны, все прошли специальные курсы. 

Хоть бы денек пожить в таких условиях — прямо картинка! Но это лишь оболочка. Главное — начинка: по какой программе развития готовят молодых ребят? Или, как в известном сюжете из «Ералаша», по бразильской системе? На таком багаже далеко не уедешь. 

— В нашем футбольном сообществе много лет не утихают споры о том, какую программу развития молодых футболистов применять, как работать, на что делать упор, — Дмитрий Косенок прерывает ход моих мыслей. — Время не стоит на месте, футбол развивается, появляются новые методики, тренды. В 2021-м удалось достичь договоренности с Российским футбольным союзом о том, чтобы в наших спортивных школах использовать программу, разработанную ими совместно с немецкими специалистами. Это фундаментальный труд из трех частей, в каждой из которых предусмотрены все детали по видам подготовки возрастов от 7 до 17 лет. Мы со своей стороны очень много внимания уделили адаптации всех аспектов к нашим реалиям и условиям. Очень помогло в этом Министерство спорта и туризма, программа прошла все экспертные оценки, получила положительные заключения, поэтому с нового учебного года по данной методике готовы действовать во всех 115 футбольных школах страны. Она уже внедрена и апробирована — специалисты-инструкторы выезжали на места, дали все необходимые рекомендации. 


— В чем суть этой новой модели?

— Основное внимание в подготовке и обучении футболистов будет уделяться не командным действиям и схемам, а в первую очередь индивидуальным качествам и развитию мастерства каждого воспитанника: основа — техника обращения с мячом, развитие богатого арсенала техдействий и приемов. Футболисты не должны быть похожи друг на друга и загоняться в жесткие рамки — здесь не инкубатор. Зрители ведь ходят на футбол, как в театр: посмотреть на личности, насладиться мышлением, техникой, дриблингом исполнителей. Наша задача — вы­явить и развивать сильные стороны каждого. Техническая подготовка, тактическая, физическая — работа будет вестись во всех направлениях. К выпуску из школы парень должен владеть всеми навыками и качествами профессионального игрока. Отмечу пристальный интерес АБФФ и лично его главы Владимира Базанова к тому, чтобы все школы страны и их тренеры не просто имели на руках материал новой программы и досконально владели им, но и активно со знанием дела внедряли в жизнь. 

После развала СССР белорусский футбол долго ехал на старом багаже, а потом, как слепой котенок, стал тыкаться из угла в угол в поисках собственного пути развития. Лучше всего этот процесс можно охарактеризовать словами Сергея Есенина: «Так мало пройдено дорог, так много сделано ошибок». Падали. Вставали. Набивали шишки. Свернули в итоге не туда и уперлись в стену. Теперь прилагаем все силы, чтобы выбраться из лабиринта минотавра. Но одних лишь усилий АБФФ для этого будет явно недостаточно. Основная функция ассоциации скорее направляющая — задать вектор и настроить систему. Помочь и подсказать. Огромное значение имеет и то, как на клич АБФФ отзовутся регионы — важна работа на местах. Особый контроль по развитию нового поколения должен уделяться непосредственно в клубах, регионах: и в высшей лиге, и в первой, и во второй. 


 — Помните, Дмитрий Эдуардович, как во время финального матча чемпионата Европы — 1988, в котором Голландия победила сборную СССР, комментатор Владимир Перетурин посоветовал советским девушкам искать для своих будущих деток отцов из Суринама, намекая на происхождение главных на тот момент голландских звезд Рууда Гуллита и Франка Райкарда? Сегодня в Европе мало осталось этнически аутентичных сборных. Бельгия, Италия и Германия имеют в своих рядах выходцев из разных стран и континентов. Французы и вовсе больше сборную стран Африки напоминают. Такой генетический выбор, рожденный глобализмом, тоже ведь дает им определенное преимущество, не так ли? 

— Безусловно. У нас подобных возможностей нет. Хотя у Макса Эбонга, который заявил о себе как лидер сборной, отец из Камеруна. Он проходил обучение в Витебском медицинском университете, где познакомился с будущей мамой футболиста. Это скорее исключение из правил, но мы тоже ищем возможности усилить сборную. Наши тренеры-селекционеры стараются следить за уроженцами Беларуси за рубежом — в Испании, Германии. Контактируем с ними. Есть, например, мальчишка в структуре итальянского «Милана», несколько ребят в юношеских командах Бельгии, парень в третьей немецкой бундеслиге… Наблюдаем. Держим на контроле. 


Обычно всплеск интереса к тому или иному виду спорта происходит на фоне больших побед. Яркая и привлекательная игра минского «Динамо» в 1963 и 1982 годах сделала для популяризации футбола столько, что словами не описать: буквально каждый мальчишка страны мечтал попасть в футбольную секцию, а в каждом дворе были свои Пудышев, Прокопенко, Погальников и Малофеев. Массовость — один из основных факторов успеха, позволяющий просеять сквозь сито отбора миллион песчинок и найти среди них самородков. Но откуда ее, эту массовость, взять теперь, когда интерес к сборной и футболу в стране стремительно упал? Дмитрий Косенок с этим согласен. Но лишь отчасти. 

— У детей есть желание заниматься, о чем говорит практика появления в стране частных школ: они растут как грибы, — говорит он. — В Минске 50 таких школ, по стране — больше 100. И это хорошо! Кто-то не попал в ДЮСШ, не пройдя отбор или по причине удаленности от дома. А в частных школах ребята все равно имеют возможность проявить себя в футболе. Кстати, многие наши клубы замечают там талантливых воспитанников и приглашают к себе. 


— В детстве все хотят быть нападающими. Играть впереди, атаковать, забивать, быть героями. Поставить кого-то в ворота во дворе — это все равно что оскорбить. А в сборной Беларуси при этом проблемы с форвардами, их попросту нет! Да и на остальных позициях все как будто одинаковые, поменяй им майки и одень маски — не отличишь одного от другого. Как так получилось, что белорусский футбол вдруг утратил свой изящный неповторимый стиль, узнаваемость и индивидуальность, превратившись в серое полотно без оттенков?

— Поколение на поколение не приходится, в каком-то больше талантов, в каком-то меньше. Но одно золотое правило гласит: сильный чемпионат рождает сильных игроков, а они составляют мощную сборную. Если все клубы, все футбольное сообщество будет обращать внимание на возникшие проблемы, искать, воспитывать, растить и развивать собственные таланты, если это станет всеобщим модным трендом и главной задачей, то ситуация довольно скоро изменится. Буквально с десяти лет нужно готовить мальчишек для игры в своей команде и ментально, и физически. Развивать в них патриотизм, любовь к стране и клубу. Наша земля богата на хороших футболистов. Однако необходимо общее движение в одном направлении. Начиная с самых низов. Реформа во второй лиге — это ведь в том числе и решение задачи по созданию той самой массовости. Многие команды там созданы на базе ДЮСШ. И для ребят с периферии это дорога к мечте. Будет работать, приглянется специалисту из другой команды — пойдет на повышение, уедет в высшую лигу, пробьется в сборную, подпишет солидный контракт с серьезным клубом. Нет ничего невозможного. Под лежачий камень вода не течет, мы стараемся действовать, двигаться и менять наш футбол к лучшему. 


— Представьте, что газета с этим материалом попала в руки обычного мальчонки из Щучина, Копыля, Браслава или Дрогичина, который мечтает посвятить себя большому футболу и прославить страну. Как ему стать частью Академии АБФФ? Что посоветуете?

— Очень важно день ото дня сохранять и приумножать свой интерес и любовь к футболу. Работать. Стремиться. И чтобы юного мечтателя непременно поддерживали родители и тренеры. А шанс проявить себя предоставляется ежегодно! Детки, которые доросли до 8-го класса средней школы, могут не бояться, а дерзать. В прошлом сезоне мы просмотрели тысячу ребят этого возраста по всей стране! Главное — видеть цель и упорно к ней идти. Мечты сбываются. Все мы об этом знаем, но, увы, иногда забываем и просто перестаем верить. 

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Юрий Вергейчик, первый заместитель председателя АБФФ:


— Нынешнее положение дел меня не удивляет: все это показатель того, как сработали в прежние годы. Иными словами, что посеяли, то и пожинаем. Чтобы не повторять прежние ошибки, сегодня приходится предпринимать шаги, которые необходимо было сделать еще лет 20 назад. Но ситуацию упустили, и на данный момент уровню и требованиям национальной команды отвечает считаное количество игроков. При этом подчеркну, что постепенно появляются новые имена. Посмотрите, как неплохо проявляют себя в главной команде страны Владислав Малькевич и Валерий Бочеров, например. А ведь им всего 22 и 21 год соответственно, и они из числа тех самых лимитчиков. Как и прогрессирующий Глеб Шевченко. Не будь возрастного ценза, ребята вряд ли смогли бы пробить себе дорогу. Постепенно растет мастерство и у Егора Богомольского. Ведь нонсенс: дошло до того, что в футбольной сборной 10-миллионной страны нет ни одного центрального нападающего среднеевропейского уровня! Неужели в этом тоже виноват Кондратьев или нынешний штаб АБФФ? 

Критиковать легко. Но что изменится в сборной, если сегодня сменить главного тренера? Наставника уберем, а проблемы останутся. И в них упрется уже новый специалист. Менять нужно не тренера, а подход к делу, смотреть стратегически — вперед и широко. Изменения, которые внедряем, нацелены на то, чтобы поставить белорусский футбол на крепкую основу. Уверен, движемся в верном направлении, хотя упущено непростительно много. Государство всегда щедро помогало футбольным клубам, но многомиллионные дотации часто просто проедались. Еще раз напомню те новации, которые уже ввела АБФФ. Это группы по лицензированию: теперь клубы обязаны заниматься воспитанием всех возрастов от набора до выпуска (с 6 до 17 лет). Лимит на легионеров — не более четырех на поле. Возрастной ценз — правило обязательного присутствия молодых футболистов в составе. Потолок зарплат. Работа с юными футболистами по новой и единой программе во всей стране. Глобальная реформа второй лиги, нацеленная на создание массовости во всех регионах, и поддержка клубов на местах формой и мячами, помощь в подготовке стадионов. Не забывайте и о том, что ведется активное строительство полей по всей стране. 

Проблемы белорусского футбола общие. И поэтому нет иного выхода, как дружно закатать рукава и работать. Мы со своей стороны прилагаем все силы, чтобы выйти из кризиса. 

s_kanashyts@sb.by



Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter