Место — карьер!
Возможно, кто-то сейчас несколько удивится: подавляющее большинство янтаря добывают в земле. И не просто в земле — а самым натуральным карьерным способом. Месторождение ископаемой смолы — или, согласно международному геологическому названию, сукцинита, — представляет собой слой так называемой голубой глины, в котором и встречаются вкрапления и россыпи минерала.
Самый крупный такой карьер расположен в поселке Янтарный недалеко от Калининграда.
До слоя, в котором встречается минерал, приходится в буквальном смысле докапываться: залежи находятся на глубине в несколько десятков метров.
Шагающий экскаватор собирает голубую глину в некое подобие конуса, который размывается струей морской воды. В результате образуется пульпа — смесь глины и воды. Она поступает по трубопроводу на обогатительную фабрику, где проходит извлечение янтаря и его доведение — то есть чистка и сушка.
Как образовался янтарь, вы, конечно, знаете. Это окаменевшая смола древних деревьев. И по размеру самых больших янтарных самородков можно предположить, какого размера были эти деревья.
Впрочем, эти «слитки» окаменевшей смолы представляют собой не столько «капли» на стволах, сколько своего рода затеки, скопление вещества в трещинах и дуплах растений.
По этим самородкам нетрудно заметить, как мало визуально общего имеет природный янтарь с обработанным материалом.
Обрабатывают янтарь как механическим, так и химическим способом, добиваясь разных оттенков.
А всего материал насчитывает до 200 вариантов тонов!
Первоначальный камень действительно весьма неказист.
А дальше начинается волшебство: обработанный минерал постепенно начинает светиться изнутри, как будто имеет собственный источник энергии. Возможно, поэтому настоящий янтарь не любит яркого света: не хочет терять свое теплое сияние под жесткими струями фотонного потока.
Словно муха в янтаре...
В быт жителей балтийского побережья янтарь вошел еще в эпоху неолита, в IV тысячелетии до нашей эры. Шлифовать и сверлить минерал научились еще тогда. Уже больше 5 тысяч лет люди совершенствуют работу с солнечным камнем.
К началу XX века янтарь был признан достойным для работы в самых известных ювелирных фирмах. В калининградском музее вам обязательно покажут портсигар работы мастеров компании Фаберже.
Как общеизвестно, наиболее ценными считаются минералы, в которых сохранились древние насекомые и даже ящерицы. Они обозначаются специальным термином — инклюз.
Обратная сторона ценности инклюза — подделка. Стандартная история: рост популярности изделий стимулирует желание их фальсифицировать. Поклонники творчества Конан Дойла обязательно вспомнят фразу Шерлока Холмса: «Возникла целая отрасль промышленности — вводить поддельную муху в поддельный янтарь».
Не ушла эпоха!
Может показаться, что янтарь как вид украшений давно вышел из моды.
Возможно, украшения из этого минерала и не носят такого массового характера, как, скажем, во второй половине прошлого века. И тем не менее авторские работы выпускаются до сих пор и стоят весьма недешево.
Похоже, что янтарь занимает отдельную, даже особую нишу в творчестве мастеров.
В музеях янтаря можно проследить эту эволюцию стилей.
От работ немецких и русских дореволюционных мастеров...
...изделий советского периода...
...до современных произведений, отсылающих к классическим образцам работы с камнем.
Да и масштабы добычи янтаря в одной только Калининградской области — порядка 500 тонн в год.
Значит, у минерала из эоценского прошлого хорошие перспективы в нашем мегхалайском настоящем.