Как будто гонка им совсем неинтересна
Но мировые звезды не были бы таковыми, если бы все считалось в усредненном виде. Никто не отрицает, что двадцатка лучших в мире автогонщиков, коими являются пилоты «Формулы-1», – это элита мирового автоспорта, и бесталанным там не место. Во всяком случае в нынешнее время. Канули в Лету богатые «джентльмены», покупавшие некогда себе место в спортивных болидах, чтобы увековечить свое имя в списке участников этого престижного чемпионата. Однако и среди самых талантливых есть лучшие и не очень. Есть те, кому повезло с командой, и те, кому не очень. И никто не отменял традиционную охоту команд за самыми лучшими гонщиками, равно как и старания любого из пилотов оказаться в копите самой быстрой машины пелотона.
Сезон-2024 – последний в карьере Льюиса Хэмилтона под знаменами «Мерседес»
Посему равноправия в гонорарах у пилотов ожидать не приходится. Более того, как раз напротив. О каком равенстве, даже приблизительно усредненном, может идти речь, если на долю первых трех гонщиков в списке официальных выплат приходится больше половины этого, условно говоря, фонда заработной платы? Льюис Хэмилтон (55 млн), Макс Ферстаппен (55 млн) и Ландо Норрис (30 млн) втроем имеют $ 140 млн в год. В то время как 10 пилотов второй десятки на всех имеют $ 26 млн.
Как говорится, кесарю кесарево. Таланты и титулы в автоспорте всегда стоили денег, причем больших денег. Неудивительно, что и $ 55 млн в нынешней ситуации не предел. Уже известно, что со следующего года 7-кратный британский чемпион мира Льюис Хэмилтон, перейдя в команду «Феррари», согласно подписанному недавно контракту, будет получать все $ 100 млн в год. Таким образом, вплоть до 2026 года он будет самым высокооплачиваемым пилотом «Формулы-1».
Доля секунды пит-стопа Карлоса Сайнса
Бюджеты команд ниже зарплат руководства?
Война, которую FIA ведет уже почти два десятилетия по ограничению бюджетов команд, призвана умерить желание крупных автомобильных концернов добиваться чемпионства любым путем, а именно за счет огромных инвестиций. Эдакое стремление к справедливости, мол, не только большими деньгами надо зарабатывать чемпионские титулы, а скорее опираться на талантливых инженеров и гонщиков. Отсюда и попытка уравнять бюджеты, которые команды могут задействовать для достижения поставленных целей. Внешне все выглядит вполне благоразумно и соответствует духу спортивного состязания на равных, или, точнее сказать, почти равных условиях. Но это только внешне. На самом деле в этих жестких мерах FIA больше популизма, чем действительных ограничений. При умелом подходе всегда можно найти лазейку, чтобы особо не сдерживать себя официально объявленными ограничениями.
«Феррари» против «Астон Мартин» на бэнкинге голландского автодрома Зандворт
Ведь оказывается, что не все затраты команд на участие в чемпионате «Формулы-1» подпадают под ограничения бюджетов. В FIA тоже работают люди, и регламент там пишется с учетом человеческого фактора. И маленькая лазеечка в якобы драконовском законе, запрещающем превышать предписанный бюджет, все же есть. В ограничения не попадают зарплаты гонщиков, первой тройки руководителей команды и маркетинг. Много это или мало?
Возьмем хотя бы прошлый сезон. Авторитетное издание Motosport-Total подсчитало ту часть «невидимого» для контроля FIA командного бюджета, который касается только зарплат пилотов и руководства «конюшен». Суммы оказались более чем впечатляющими.
Гран-при Венгрии – 2023. Неизменный лидер - Макс Ферстаппен
1. «Ред Булл» – $ 400 млн;
2. «Мерседес» – $ 380 млн;
3. «Феррари» – $ 375 млн;
4. «МакЛарен» – $ 320 млн;
5. «Астон Мартин» – $ 260 млн;
6. «Альпин» – $ 240 млн;
7. «Уильямс» – $ 205 млн;
8. «Альфа Таури» – $ 175 млн;
9. «Альфа Ромео» – $ 170 млн;
10. «Хаас» – $ 150 млн.
Лэнс Стролл не первый раз цепляется за отбойники на скоростных поворотах
Что же получается? Зарплаты трех руководителей команды и двух пилотов (резервные гонщики довольствуются минимальными выплатами, которыми в данном случае можно пренебречь. – Прим. авт.) у первой тройки лидеров значительно превышают официально заявленные бюджеты команд. Так, действующий чемпион мира команда «Ред Булл» платит своему руководству и пилотам в 2,59 раза больше, чем тратится на все разработки, строительство болидов, содержание команды и зарплату всему остальному коллективу. У «Мерседес» этот показатель 2,47, у «Феррари» – 2,44 раза. Лишь последняя в списке рейтинга частная команда «Хаас», вечно испытывающая нужду в спонсорских деньгах, на зарплаты своим пятерым VIP выделила в 2023 году на $ 4 млн меньше, чем предписанное ограничение остального бюджета всей команды.
Таким образом, официально зарплаты руководства могут скрывать и возможность «поделиться» этими гонорарами со сторонними исследователями, что позволяет в итоге, не перегружая основной подконтрольный FIA бюджет, получать определенное преимущество в этой «формульной» войне технологий. Не подпадает под контроль и маркетинговая сторона финансирования команд, а также наем новых сотрудников, призванных следить за расходуемыми средствами: бухгалтеров, финансистов, юристов и др.
Шарль Леклер. На трассе, как в карьере, крутые виражи
В общем, умение ловко обходить ограничения FIA становится еще одним фактором, влияющим на успехи команды на чемпионате.
Эпилог
Две гонки нового сезона уже позади. В календаре небывалое доселе число этапов – 24 (!), из которых 6 пройдут в формате с субботним спринтом.
До старта чемпионата верилось, что болельщикам, соскучившимся по гонкам, наверняка будет интереснее наблюдать за реальными событиями на трассе, чем анализировать, кто и за счет каких финансовых ухищрений получил какие-то преимущества. Но, увы, доминирование над остальными гонщиками, с которыми действующий чемпион уезжает со старта, делает безвкусной саму интригу гонки.
Льюис Хэмилтон – самый дорогой и титулованный гонщик «Формулы-1»
Дошло до того, что в «Ред Булл» стали жаловаться на организаторов чемпионата, что их пилотов показывают по времени меньше, чем остальных. А ведь в эпоху первого доминирования австрийской «конюшни» и ее гонщика Себастьяна Феттеля менеджеры этой команды любили прихвастнуть, что только за счет продолжительного показа их машин во время Гран-при они с лихвой отбивали вложенные в команды за год инвестиции.
Но ведь и телевизионщиков можно понять. Кому интересно смотреть на то, как действующий чемпион в одиночку и без особого труда утюжит трассы, даже не подпуская к себе на дистанцию атаки соперников? Куда более интересно наблюдать за борьбой соперников позади машин «Ред Булл». И поэтому по времени, которое ТВ уделяет во время гонки пилотам, в фаворе идут «Феррари», «МакЛарен» и «Мерседес», но не чемпионская команда.
От русскоговорящей прессы аккредитация в прошлом сезоне имелась лишь у нашего издания
В связи с этим опытные эксперты даже заметили, что Макс Ферстаппен специально сбавляет темп, чтобы не отрываться на неприлично большое расстояние от преследователей. Жаль, ведь если такое преимущество австрийской «конюшни» будет сохраняться и после привоза другими командами новинок для своих болидов, то интерес к гонкам грозит заметно снизиться.
Возможно, поэтому по итогам двух прошедших Гран-при журналисты гораздо больше уделяют внимание в своих статьях скандалам и «околоформульным» интригам, чем непосредственно самим гонкам.
В этом сезоне Макса Ферстаппена вновь мы редко увидим в борьбе с кем-то