«Формула-1». Гран-при Катара. Не все в порядке в «формульном королевстве»

Несмотря на досрочный чемпионский титул Макса Ферстаппена, интрига в самом чемпионате, привлекающая интерес к «Формуле-1», по-прежнему остается. Острая борьба вплоть до аварий, нелепые ошибки пилотирования, заглохшие болиды и даже явные ошибки стюардов по оценке ситуации на трассе — всего этого было хоть отбавляй во время Гран-при Катара, предпоследнего этапа этого сезона.


Сюрпризы начались еще накануне гонки. Макс Ферстаппен в субботу вечером завоевал свой 41-й в карьере поул, хотя буквально за три часа до квалификации в спринт-гонке, уже будучи в роли нового чемпиона, голландец не мог обогнать даже машину «Хаас» Нико Хюлькенберга. Было непривычно видеть лидера «Ред Булл» едущим на 8-й позиции без признаков борьбы за более достойное место.

Затем стюарды, посовещавшись, решили лишить Ферстаппена права стартовать первым, усмотрев в поведении голландского чемпиона нарушение правил во время движения на медленном круге перед решающей попыткой в квалификации. Как оказалось, решающим аргументом для судей была истерика Джорджа Расселла в комнате стюардов при рассмотрении деталей эпизода с блокированием машины «Мерседес» во время ее подготовки к быстрому кругу. Это вызвало неоднозначную реакцию со стороны не только гонщика, объявленного «виновным», но и других пилотов. Благо еще, что штраф с потерей 1-й позиции на старте был чуть ли не самым минимальным в такой ситуации.

Но даже само присутствие Ферстаппена на первом ряду стартового поля перед главной гонкой было неожиданным. После откровенного провала «Ред Булл» в спринтерской квалификации и по ходу самой субботней короткой спринт-гонки никто не мог и подумать, что инженеры австрийской «конюшни» смогут так быстро и умело все исправить. Причем на обеих машинах. Ведь даже Серхио Перес на стартовой решетке был не среди аутсайдеров, а на вполне приличной для нынешней формы мексиканца 9-й позиции.

Никто не хотел уступать

Если у вас нет достаточного количества времени, чтобы смотреть всю гонку «Формулы-1», то выбирайте для просмотра хотя бы старт и первые пару кругов. Затем наугад выбранный эпизод в середине дистанции, чтобы понять, какие произошли основные изменения в строевом порядке. И потом последние 3–4 круга, когда уставшие за полтора часа высоких скоростей пилоты на своих облегченных при минимуме топлива болидах с изношенными шинами пытаются из последних сил хоть как-то изменить ситуацию перед клетчатым флагом. Но прошедшая в Катаре гонка заслуживает того, чтобы ее всю пересмотреть в записи, не переставая удивляться множеству сюжетов, происходивших на трассе и за ее пределами событий.


На старте Джордж Расселл среагировал на доли секунды лучше Макса Ферстаппена, однако довести задуманное до конца британцу не удалось. Он слишком неуверенно пытался перекрыть траекторию голландцу на стартовой прямой, оставив тому достаточно много места. Пилот «Ред Булл» не преминул этим воспользоваться, утопив педаль газа на своей машине в пол. В первый поворот болиды соперников уже входили, поравнявшись друг с другом. Дуэлью соперников воспользовался стартовавший третьим Ландо Норрис. Ему удалось проехать связку поворотов по оптимальной траектории и выйти на второе место. Гонку возглавил действующий чемпион, а пилоту «Мерседес» пришлось довольствоваться лишь третьим местом. Надо отметить, что у Джорджа Расселла старты, как правило, являются эдакой ахиллесовой пятой. Ему редко удается сохранить стартовую позицию, даже начиная гонку с поула. Катар не стал в этом плане исключением. Британец попытался было побороться с соперниками, чтобы вернуть хотя бы второе место, но появление автомобиля безопасности на трассе перечеркнуло на некоторое время его планы.

А причиной выезда сейфти-кара была авария, которую устроил Эстебан Окон. Стартовав с непривычного для себя последнего места, пилот «Альпин» так пытался протиснуться вперед в конце стартовой прямой, что не рассчитал своего торможения и зацепил машину «Хаас» Нико Хюлькенберга. Тот в свою очередь вынужденно отправил за пределы трассы «Уильямс» Франко Колапинто. В итоге французский и аргентинский гонщики сошли, а немецкий пилот продолжил свою гонку. Впрочем, до финиша он так и не добрался. Когда на 40-м круге был объявлен в очередной раз рестарт, Нико не смог удержать свой болид на траектории и досрочно завершил свое выступление.
Что же касается Эстебан Окона, то для него это оказался последний Гран-при за французскую команду. По ходу этого гоночного уик-енда было принято решение, что пилот покинет «Альпин» до окончания сезона, сосредоточившись на тестах за свою новую команду «Хаас». А место Эстебана в кокпите займет дебютант «Формулы-1» Джек Дуэн. Это позволит австралийцу начать свою «формульную» карьеру чуть раньше, а нам — увидеть, действительно ли он настолько талантлив, чтобы сразу же продемонстрировать свою скорость, как это получилось у Франко Колапинто.


Если говорить о самом аргентинце, его будущее пока под большим вопросом. Блеснув талантом в своих дебютных гонках, он затем испортил слегка свою репутацию несколькими авариями. И лишь в последней из них его вины не было вообще. Все предыдущие разы аргентинский пилот разбивал машины без помощи соперников. И это не могло не сказаться на принятии решения его будущего работодателя. Кто выступит в этой роли и продолжит ли Франко свою карьеру в «Формуле-1» уже в следующем сезоне, мы узнаем буквально в ближайшие недели.

Впрочем, инциденты на первом круге этой аварией не закончились. В 4-м повороте не сумел избежать столкновения с машиной соперника пилот «Астон Мартин» Лэнс Стролл. Его жертвой стал Александр Элбон. После вылета с трассы оба гонщика сумели продолжить гонку. Правда, канадец оставался в игре совсем недолго. На 11-м круге он сошел из-за механических проблем, предварительно отбыв на пит-стопе 10-секундный штраф, полученный за аварию с пилотом «Уильямс».

Черный день Льюиса Хэмилтона

Неожиданное название для раздела статьи, не правда ли? Но этот Гран-при Катара действительно оказался самым неудачным выступлением британского чемпиона в его гоночной карьере. Льюиса словно подменили. Иначе очень сложно было бы объяснить его ошибки, допущенные по ходу этой гонки. И главное, что они совсем уж никак не соответствовали уровню классного пилотажа Хэмилтона еще несколько дней назад в Лас-Вегасе, где он после старта с 10-й позиции финишировал вторым, завоевав почетное звание Гонщика дня.


Началось все с очередной проигранной напарнику квалификации. Это было уже 18-е (!) поражение во внутрикомандной дуэли именитого чемпиона против еще нетитулованного Джорджа Расселла. Затем фальстарт, который допустил Льюис, сдвинувшись с места до того, как погасли огни светофора. В подобном случае ему нужно было, несмотря на ошибку, продолжить движение, ведь штрафа в 5 секунд уже было не избежать. Но пилот «Мерседес», словно извиняясь перед соперниками за допущенный промах, пропустил вперед себя сразу пять машин. Потом, словно опомнившись, он обогнал троих из них в связке первых поворотов, оставив добытое преимущество лишь Серхио Пересу и Фернандо Алонсо.

Уже после первого рестарта Льюису удалось опередить испанского чемпиона, а вот обогнать мексиканца оказалось не под силу. Пилот «Ред Булл» уверенно пилотировал в этот уик-енд, преследуя пару гонщиков «Феррари», в то время как его более успешный напарник возглавлял пелотон. Руководство австрийской «конюшни», конечно, ждало более результативного выступления своего мексиканского подопечного. Ведь на кону было второе место в Кубке конструкторов, и именно итальянская скудерия была главным препятствием для достижения этой цели. Однако рассчитывать, что Серхио вдруг сумеет с 7-го места приблизиться к подиуму, было слишком оптимистично. В последнее время ему даже обгоны пилотов второй десятки не часто удавались.


На самом экваторе гонки произошел небольшой инцидент, который затем спровоцировал серию событий, явившихся тяжелым испытанием и для команд, и для гонщиков, и для стюардов, и даже для простых волонтеров, которые с удовольствием приезжают на Гран-при «Формулы-1», чтобы в роли маршалов обеспечивать безопасность при обслуживании мероприятий гоночного уик-енда.

В конце стартовой прямой с машины Александра Элбона неожиданным образом слетело правое зеркало заднего вида. Очевидно, его крепление было повреждено в результате удара, который болид «Уильямс» получил со стороны «Астон Мартин» Лэнса Стролла еще на первом круге. Упавший элемент маршалы заметили сразу, оповестив об этом по радио руководство гонки. Были выброшены желтые флаги, но затем их почему-то тут же отменили. Камеры телеоператоров сосредоточили свое внимание на упавшем зеркале, даже гонщики заметили этот предмет и старались его объезжать по внешней траектории.

Спустя пару кругов желтые флаги вновь появились, и вновь их решили отменить. Создавалось впечатление, что стюарды никак не могли принять устраивающее всех решение по созданию условий, позволяющих провести эвакуацию данного предмета. Сказывался малый опыт нового руководства гонки. Ведь на смену внезапно уволенному бывшему директору гонки пришел Руй Маркеш — человек без опыта руководства гонками в «Формуле-1».


Да, Маркеш руководил гонками «Формулы-2», но в Больших Призах у него в копилке лишь предыдущий этап в Лас-Вегасе. В общем, в течение пяти кругов зеркало лежало на внутренней траектории перед первым поворотом, все его видели, но дирекция не решилась предпринять какие-либо меры. А ведь самым простым решением было бы объявить режим виртуальной машины безопасности всего на каких-то полминуты, и маршалы бы получили возможность сбегать забрать этот предмет, освободив дорожную полосу. Увы, Руй Маркеш не дал такого приказа.

И что же получилось вследствие этого бездействия? Так уж совпало, и это было очевидно предположить с самого начала этой нелепой ситуации, что на одном из кругов на внутренней траектории оказалась машина одного из пилотов, который на круг отставал от лидеров. Этим круговым стал Валттери Боттас. Он вынужден был сместиться с главной траектории вправо, чтобы пропустить более быстрые машины лидеров. И колеса «Заубер» финна, наехав на зеркало, раздавили его, разбросав множество стеклянных осколков по всей трассе. Последствий пришлось ждать совсем недолго. «Феррари» Карлоса Сайнса и «Мерседес» Льюиса Хэмилтона наехали на эти осколки и пострадали, проколов шины. Правда, у испанца был медленный прокол и операторы показали его наезд на остатки зеркала позже, чем у Льюиса. Создалось даже впечатление, что первый жертвой бездействия руководства гонки стал именно британский чемпион.

Фактически на трех колесах пострадавшие гонщики добрались до боксов, где их уже ждали механики с приготовленным комплектом шин. Тут следует детально объяснить, что же произошло при въезде на пит-лейн. Свернув с трассы, Льюис попытался плавно сбросить пусть небольшую, но все же превышающую допустимые 80 км/ч скорость, однако торможение 3-мя рабочими колесами было не столь эффективным, как в обычном режиме 4-мя. И гонщику «Мерседес» пришлось применить фактически экстренное торможение перед светофором на въезде на пит-лейн. Это едва не привело его к столкновению с «МакЛарен» Оскара Пиастри, который решил свернуть на пит-стоп, пользуясь моментом и полученной из боксов своей команды информацией о проколах у Сайнса и Хэмилтона.


К чести австралийца, он сумел среагировать на экстренное торможение соперника, отметив в своих комментариях по радио, что Льюис явно превысил скорость на въезде на пит-лейн, устроив ему еще один «брейк-тест». Оскар мог бы и не делать этих замечаний: в любом случае датчики ограничения скорости зафиксировали нарушение со стороны британского чемпиона. Собственно говоря, оно было вынужденным, поскольку Льюис не собирался превышать скорость, а просто не учел того момента, что торможение будет не столь эффективным из-за выхода из строя одного из колес. Но от этого нарушение не перестало быть нарушением. И Льюис получил еще штраф в виде проезда по пит-лейну. Это фактически отбрасывало его на 25 секунд назад в конец пелотона.

Таким образом, фактически из-за некомпетентных действий руководства гонки «Мерседес» британца получил прокол, а затем к этому добавилась еще ошибка самого Льюиса, что в сумме привело к потере даже теоретических возможностей финишировать ему в «очковой» зоне, то есть в первой десятке. Неудивительно, что Льюис в переговорах со своим инженером высказал настойчивое желание сойти с дистанции, заглушив машину у своих боксов. Но ему доступно объяснили, что если он не вернется после отбывания наказания на трассу, то штраф будет перенесен на следующую гонку. В общем, Хэмилтон вернулся на трассу последним, и впоследствии ему удалось обогнать нескольких более медленных соперников, финишировав на 12-м месте. Слабое утешение для пилота такого уровня.

В сумме все произошедшее и было тем, что послужило названием к этому разделу: черный день семикратного чемпиона…

Как стюарды у Ландо украли подиум

Если наказание Льюиса внешне выглядело справедливым и можно было спорить лишь о его суровости, то в случае с Ландо Норрисом, на мой взгляд, стюарды не только перемудрили, но, можно считать, украли у него подиум. Опять же, давайте разбираться в деталях произошедшего.

Как уже упоминалось выше, отвалившееся на середине дистанции с машины «Уильямс» зеркало заднего вида осталось лежать в конце длинной стартовой прямой автодрома Лосаил. И в тот момент, когда лидирующая пара пилотов Макс Ферстаппен и Ландо Норрис проносились мимо одного из постов маршалов, на несколько секунд там появились желтые флаги, продублированные слева на стене желтыми фонарями. Но следом за ними уже были зеленые фонари, показывающие, что опасное место уже осталось позади.


Голландский чемпион слегка сбросил скорость и обратил внимание, что его соперник чуточку приблизился к нему на этом участке. Вывод напрашивался один: Норрис не сбросил скорость, хотя формально он должен был это сделать, так как были желтые флаги. Пусть краткосрочные, пусть их тут же отменяли следовавшие за ними зеленые флаги, но фактически флаги и желтые фонари имели место. Успел их заметить Ландо или нет, это уже было, с точки зрения стюардов, не важно. Они даже не стали откладывать своего решения до окончания гонки, как это делается чаще всего в подобных случаях. Потому что нужно было детально изучить видео со всех камер, понять: имел ли возможность гонщик увидеть эти флаги, сидя за рулем болида. А уж потом выносить делать выводы.

Но в Катаре руководство гонки вынесло вердикт по данному эпизоду очень быстро, особо не вдаваясь в подробности. И главное, что наказание было настолько суровым, что выглядело явно диспропорциональным совершенному проступку. Ладно бы 5 или 10 секунд добавленного времени к итоговому результату, так нет же — 10 секунд «stop and go». Это означало, что виновник должен был не просто проехать через пит-лейн, потеряв не менее 20 секунд, но еще и постоять там 10 секунд. При этом команда не имела возможности использовать эту остановку для замены шин. Более серьезной карающей меры в ходе гонки не придумать, разве что «черные флаги» или дисквалификация.

Примечателен следующий факт. Главный «доносчик» о «преступлении», то есть тот, кто обратил внимание на Ландо, не замедлившегося под желтыми флагами, — а им был Макс Ферстаппен  — ехал впереди Норриса с интервалом в полторы секунды. Если бы сам голландец сильно сбросил скорость, а его британский конкурент нет, то пилот «МакЛарен» должен был бы легко обогнать лидера гонки на этом участке. Почему же этого не произошло? Потому что сам Макс тоже не сильно замедлился, увидев желтые флаги. Телеметрия показала, что Ферстаппен сбросил скорость с 320 км/ч до до всего лишь 315. То есть формально скорость упала, но фактически сам Ферстаппен также проигнорировал предупреждающие флаги, как и Норрис. Но Макса не наказали, а вот гонщика, который мог еще побороться за победу, просто убрали в хвост пелотона. Да, скажете вы, под благовидным предлогом, ссылаясь на неотвратимость наказания за любое нарушение, но все же убрали.

Естественно, задаешься вопросом: а почему так произошло? Неужели неопытность руководства гонки сыграла главную роль? Или, может быть, стюардам любой ценой хотелось оставить интригу Кубка конструкторов до следующего, последнего в календаре этапа, который пройдет в это воскресенье в Абу-Даби? А для этого им нужно было избежать явного преимущества «МакЛарен» над «Феррари».


Кстати, уместно будет отметить, что Макс Ферстаппен мог бы и не выиграть эту гонку, если бы машина безопасности, реальная или даже виртуальная, выехала сразу после появления упавшего зеркала на трассе. Или хотя бы тут же после проколов на машинах Сайнса и Хэмилтона. В такие минуты ситуация сродни лотерее. Кто окажется поближе к выезду на пит-лейн и первым реагирует на возможность сменить шины, тот и получает преимущество. В «Формуле-1» частенько подобные ситуации приводили к неожиданному лидерству и даже победам гонщиков, которые ехали не в лидирующей группе. А для этого нужно было всего лишь объявить режим «машины безопасности» точно в тот момент, когда этого требовала ситуация в плане обеспечения безопасности проведения Гран-при.

Но дирекция гонки не стала пускать дело на самотек, действуя на удачу. Выезд автомобиля безопасности состоялся именно в тот момент, когда Макс Ферстаппен приближался ко въезду на пит-лейн. Таким образом, никаких интриг не могло произойти. Более удачного появления сейфти-кара для голландского чемпиона нельзя было и придумать. Стюарды словно извинялись перед Ферстаппеном за вынесенный ему штраф по итогам квалификации.

В общем, если верить в конспирологические теории, то с поставленной задачей «обеспечить интригу в плане определения победителя Кубка конструкторов на завершающем Гран-при сезона» руководство гонки справилось.

Тот факт, что после наезда на зеркало и появления множества опасных осколков на трассе пришлось не только выпускать реальную машину безопасности, но и проводить дважды весь пелотон через пит-лейн, лишний раз подтверждает, насколько несвоевременным было решение руководства гонки ввести режим «сейфти-кара».
После отбывания срока наказания Ландо Норрис предпринял некоторые попытки хоть как-то снизить последствия своей неудачи. Он добрался до 10-го места, заработав 1 очко, а также показал время самого быстрого круга гонки, таким образом добавив себе в копилку еще один балл. Хотя, по правде сказать, его реальное место было минимум вторым. В общем, подиум у британца, похоже, просто украли.


Перес не перестает удивлять своим пилотажем

Когда Серхио впервые за несколько гонок попал в первую десятку на стартовой решетке Гран-при Катара, казалось, что его злоключения закончились и что мексиканец наконец-то нашел общий язык со своей машиной. Ведь упрекать ее в отсутствии скорости при довольно успешном выступлении Макса Ферстаппена было более чем нелогичным.

И действительно, к середине дистанции гонщик «Ред Булл» и вице-чемпион прошлого сезона был на 5-й позиции. Готовясь к рестарту, Серхио не забывал держать температуру шин в нужном режиме. Однако в один из моментов он допустил пробуксовку, и в режиме «машины безопасности», то есть когда участники еще едут медленно, мексиканец неожиданно не удержал свой болид на траектории. Его развернуло буквально на ровном месте, и, выехав в гравий зоны безопасности, машина Переса заглохла. В боксах австрийской «конюшни» все просто обалдели от такого развития событий. В своих комментариях журналистам Серхио не нашел ничего лучшего, чем сказать, что он перестарался с прогревом охладевших шин. Подобное объяснение даже для новичка «Формулы-1» было бы наивным признанием собственной беспомощности. В официальном отчете команды о гонке причиной схода мексиканского пилота было «падение мощности силовой установки». Конечно, если ты допустил, что твой двигатель заглох, когда машина закопалась в гравии, то откуда же этой мощности силовой установки взяться?


Данный инцидент и сход одного из пилотов окончательно похоронил даже теоретические шансы «Ред Булл» побороться за второе место в Кубке конструкторов. Понятно было и возмущение руководства команды. Кристиан Хорнер недвусмысленно высказался журналистам, «пытавшим» его по поводу будущего для своего вице-чемпиона: «Я уж не знаю, что должен показать Перес на последнем этапе в Абу-Даби, чтобы остаться в нашей команде».

Похоже, что дни карьеры Серхио в «Формуле-1» действительно сочтены.

Финишные баталии

Последнюю часть дистанции гонки Макс Ферстаппен провел относительно спокойно. Без особого труда он выиграл последний рестарт, не позволив преследовавшему его Шарлю Леклеру даже приблизиться на расстояние атаки. Пилоту «Феррари» оставшиеся 15 кругов пришлось самому отбиваться от атак Оскара Пиастри. И их борьба была весьма символичной. Ведь именно итальянская скудерия еще сохраняет теоретические шансы в борьбе с «МакЛарен» на победу в Кубке конструкторов. В этой гонке монегаску удалось отстоять свое преимущество.

А чуть позади этой пары дуэлянтов за 5-ю позицию шло еще более жаркое сражение между приятелем Леклера французом Пьером Гасли и напарником Шарля испанцем Карлосом Сайнсем. Как и в предыдущем случае, пилоту, который был впереди, удалось сохранить свое место.

На последних кругах выяснилось еще, что Джордж Расселл, следуя за тройкой лидеров в режиме «машины безопасности», допустил отставание от нее более, чем на 10 корпусов машины. Выписанный ему за это судьями штраф в 5 секунд ничего не изменил, так как пара Гасли-Сайнс отставала на финише от британца более, чем на этот интервал. Сам штраф выглядел не совсем понятным. Спрашивается, когда же пилот «Мерседес» умудрился совершить это нарушение, если он не лидировал в гонке? Единственное, что могло здесь сыграть роль, — это отставание британца от впереди идущей машины в режиме «сейфти-кара».


Впрочем, на результаты гонки это никак не повлияло, а лишь добавило вопросов к уровню судейства на этом Гран-при. FIA пришлось даже выпустить специальный релиз с пояснениями аргументов, которыми руководствовались стюарды и дирекция гонки, принимая свои решения по выпускам сейфти-кара. Но даже этот официальный документ не дал ответа на главный вопрос: почему было такое наплевательское отношение к безопасности гонки, когда лежащий на трассе в конце скоростной прямой предмет в виде зеркала заднего вида так долго оставался неубранным с дорожного полотна? Это еще очень повезло, что вызванные этим проколы колес на машинах «Феррари» и «Мерседес» не привели к более серьезным последствиям.

В общем, ни у кого не вызывает сомнений, что не все в порядке в «королевском чемпионате». И внезапные перестановки в дирекции гонок, которые произошли за один этап до Гран-при Катара, пошли явно не на пользу «Формуле-1».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter