Тех, кто приезжает в бельгийский Спа-Франкоршам на гонку Формулы-1, дождем не напугаешь. Главное, чтобы выпадение осадков не было столь стремительным, как в 2021-м году, когда гонки практически не было, а очки начислялись. Тот Гран-при сильно тогда подыграл Максу Ферстаппену, получившему по итогам сезона свой первый чемпионский титул. Во вчерашней квалификации ливня, который обещали синоптики, мы так и не дождались. Но и «сликами», на которых формульные болиды едут по сухому асфальту, пилотам воспользоваться не пришлось. Формально лучшим в квалификации был действующий чемпион и его «Ред Булл», но фактически в сегодняшней гонке стартовать с поула будет Шарль Леклер на своем «Феррари».
Бельгийский этап долгое время шел в календаре в конце августа, открывая вторую часть сезона после летнего перерыва. Но в последние два года Гран-при Бельгии переместили на самое жаркое летнее время. Впрочем, Голубые Арденны способны «порадовать» публику переменчивостью своей погоды даже в июле. Начавшийся в субботу дождь вынудил переносить время гоночных мероприятий. В угоду главному событию, которым в субботу считается квалификация Формулы-1, был даже перенесен на более позднее время старт спринтерской гонки молодежной серии Формулы-2. И благо, что дождь был не ливневый. Пилотам главного чемпионата хватило для реализации своих планов даже промежуточных шин. Дождевые покрышки так и остались в этот уик-енд невостребованными.
Время «Ч» для Серхио Переса
Накануне стало известно, что на машине Ферстаппена будет заменен двигатель внутреннего сгорания, что повлекло за собой потерю голландцем 10 мест на старте воскресной гонки. Но это никоим образом не повлияло на желание Макса завоевать поул. Спа-Франкоршам — это любимая трасса действующего чемпиона. И если в первом сегменте он уступил 0,1 сек Оскару Пиастри, победителю гонки на предыдущем этапе в Венгрии, то во втором и третьем сегментах лидеру команды «Ред Булл» просто не было равных. Его болид на 0,6 (!) сек был быстрее самого ближайшего преследователя, которому и предстоит стартовать сегодня в гонке с поула.
На фоне неминуемого старта напарника за пределами первой «десятки» для Серхио Переса в Спа фактически наступало время «Ч». Так в военной терминологии обозначается начало главного события (от слова «час». — Прим. ред.). Появлялся тот шанс показать себя, чтобы не остаться без контракта на следующий год, который хотя и был объявлен заранее, но сейчас находится под большой угрозой. Фактически в любой момент «Ред Булл» может отказаться от услуг своего мексиканского гонщика, не выплачивая ему огромных отступных. Ведь в его контракте есть пункт, который предусматривает подобное расставание команды с пилотом, если тот будет уступать более 5 позиций Ферстаппену и отставать более, чем на 100 очков в личном зачете . Еще в начале этого сезона подобное казалось немыслимо большой форой для Переса. Но весь этот запас Серхио растерял за последние 7 гонок, и, по состоянию на сегодняшний день, он уступает Максу 141 очко и 6 позиций в протоколе личного зачета пилотов.
Спа-Франкоршам и для мексиканского пилота одна из любимых трасс. Он неплохо выступал на ней за время всей своей гоночной карьеры. Однако первый сегмент вчерашней квалификации заставил сильно поволноваться тех, кому важна судьба Серхио. Дождь то усиливался, то ослабевал. С каждым кругом пилоты находили возможность улучшать свои показатели. И Перес лишь в самый последний момент сумел проехать удачную попытку, уже под клетчатым флагом обезопасив себя от зоны аутсайдеров. Причем, Серхио уступил Максу лишь 0,2 сек. Пожалуй, так близко к своему напарнику в квалификации ему еще не удавалось ехать в этом сезоне. Не будем забывать, что свою квалификационную дуэль голландцу мексиканец пока еще проигрывает «в сухую» в этом году.
Второй сегмент проходил в не менее нервной обстановке. Синоптики упорно обещали усиление дождя. Но бельгийская трасса тем и хороша, что из-за гористости местности и большого перепада высот, а также из-за самого длинного в календаре круга (он в Спа-Фанкоршам составляет 7004 метров) здесь частенько бывает, когда на одном конце автодрома светит солнце, а на другом идет сильный дождь. Ливень так и не начался, но пилотам приходилось внимательно выбирать траекторию. В сухих местах гонщики старались ехать по слегка влажному асфальту, а там, где уже были лужи, выбирать места посуше. В целом справились все, не было ни одной аварии или вылета в гравий. Хотя многим, даже в лидирующей группе, в быстрых поворотах доводилось цеплять задним колесом кромку травы и даже чуть-чуть касаться гравийной ловушки. К чести пилотов, им удавалось удерживать остальную часть машины на трассе, даже не получая штрафа, как бы то было, если бы они выезжали всеми 4-мя колесами за пределы разрешенной траектории.
Серхио Перес по-прежнему был на грани вылета. Показанный им во втором сегменте результат быстро перекрывался соперниками. А пилоту «Ред Булл» так и не удавалось обезопасить себя удачно пройденным кругом. Когда все закончилось, то в протоколе, где мексиканец был на 10-м месте, последнем, которое дает право выйти в финал, его время всего на 0,003 (!) сек было лучше чем у пилота «Уильямс» Александра Элбона. Мизерные доли секунды оставили Пересу надежду на возможный успех в финале квалификации.
В заключительном сегменте Макс Ферстаппен вновь продемонстрировал и свое мастерство, и возможности своего обновленного болида. По правде сказать, с машин «Ред Булл» в Бельгии были сняты опции, которые должны были, но не сыграли свою важную роль на предыдущей гонке в Венгрии. Команда решила вернуть для специфической трассы в Спа-Франкоршаме предыдущую версию своих машин. И это сработало. Голландский чемпион проехал свой зачетный круг в финале квалификации на 0,6 сек быстрее Шарля Леклера, который будет в гонке стартовать первым. При этом в чистом виде Ферстаппен улучшил свой собственный результат почти на 2 секунды.
И именно в этот момент наступил звездный час Серхио Переса. Пилот «Ред Булл», рискующий в случае неудачи потерять свое место в машине уже после летнего перерыва, сумел удивить не только себя, но и свое гоночное руководство. Мексиканец показал 3-й результат, уступив времени пилота «Феррари» всего 0,011 сек. Но не будем забывать, что при этом от напарника он отстал непозволительно далеко.
Хельмут Марко и Кристиан Хорнер похвалили своего подопечного, надеясь, что в гонке он сумеет не совершить ошибок и хотя бы приехать на подиум. Странно скромное желание для вице-чемпиона лидирующей в командном зачете «конюшни», не правда ли? Особенно, если учесть, что Макс Ферстаппен так неприлично впереди всего остального пелотона.
Многие эксперты прогнозируют, что голландец имеет даже возможность победить на этом Гран-при Бельгии, несмотря на старт с 11-го места, так велико его преимущество над другими. И интересно будет наблюдать, как Макс будет обгонять своего напарника, который уже со старта имеет все шансы выйти в лидеры и тоже претендовать на победу в этой гонке. Тем более, что синоптики обещают сухие условия, а бельгийский автодром всегда славился возможностью совершать обгоны здесь при любой погоде.
Сумеет ли Серхио Перес воспользоваться своим шансом и доказать свое право остаться в команде хотя бы до конца сезона, предугадать сложно. Столь противоречивы были выступления мексиканца в этом году. Но мы узнаем правду уже через несколько часов. В любом случае, даже если победит Перес в этой гонке, а Ферстаппен сойдет, не набрав ни одного очка, Серхио не сможет выправить статистику своего положения в личном зачете настолько, чтобы гарантировать себя от увольнения. Все будет на усмотрение руководство «Ред Булл».
Неожиданный успех Шарля Леклера
По правда сказать, мало кто ожидал, что «Феррари» сможет не только навязать борьбу на быстром круге «Мерседес» и тем более «МакЛарен» на бельгийском автодроме. Но у Шарля Леклера это получилось. Прямо скажем, не сразу. В первых двух сегментах квалификации монегаск был лишь 6-м. При этом его напарник Карлос Сайнс показал соответственно 5-е и 4-е время. Но в финале, когда дождь местами пошел активнее, а местами на трассе и вовсе прекратился, фактор случайности значительно вырос. Испанский пилот «Феррари» сумел проехать свой лучший круг лишь с 8-м результатом, завершив список 4-х сильнейших команд. А вот Шарль Леклер, хоть и не записал себе в биографию очередной поул, после штрафа Ферстаппена будет стартовать с первого места. В своих комментариях пилот итальянской скудерии честно признался, что он выступил лучше своих возможностей, что означало: «Я проехал круг быстрее, чем то позволяла моя машина». В этом с ним трудно не согласиться.
Стартовый круг в Спа-Франкоршаме не бывает скучным и безвкусным. Сколько здесь было неожиданных прорывов, аварий и даже завалов, всех не перескажешь. И поэтому звездная минута славы может наступить сегодня в гонке не только для Серхио Переса. Вполне возможно, что и Леклер на «Феррари» сможет полидировать в гонке. Не будем сбрасывать со счетов и Льюиса Хэмилтона. Британский чемпион стартует с 3-го места вместе со своим земляком Ландо Норрисом. У первого огромный опыт, в том числе и побед именно на этой трассе. У второго более быстрый болид, особенно, когда погода обещает быть без осадков, а температура 23 градуса по Цельсию.
Да, и третий ряд стартового поля займут перед гонкой пилоты, уже побеждавшие в этом сезоне: Оскар Пиастри на «МакЛарен» и Джордж Рассел на «Мерседес». Следом за ними будут представители двух поколений испанского автоспорта: Карлос Сайнс на «Феррари» и Фернандо Алонсо на «Астон Мартин». Можно предвосхитить ожидающуюся интригу. Гонки в Спа-Франкоршаме не бывают не интересны. За исключением, пожалуй, лишь той, о которой писалось в начале той статьи и которая «имела место быть» в 2021-м году. Напомню, тогда из-за сильного дождя болиды проехали со старта всего 2 круга за машиной безопасности. Гонка была остановлена красными флагами, и пилотам раздали половинчатые очки. Победителем того скандального Гран-при Бельгии, с весьма сомнительными аргументами, был признан обладатель поул-позиции в квалификации Макс Ферстаппен.
По мнению подавляющего большинства экспертов и участников того гоночного уик-енда, гонку либо вообще не следовало начинать, либо позволить пилотам проехать хотя бы часть дистанции без машины безопасности. Но чтобы не отдавать зрителям деньги за билеты на несостоявшееся шоу, организаторы пошли на половинчатые, по их мнению, меры. В немалой степени сыграл свою роль и тот факт, что на поуле того Гран-при был местный кумир Макс Ферстаппен, которого его бельгийская мама родила неподалеку от этих мест от своего бывшего теперь уже голландского мужа и гонщика Формулы-1 Йоса Ферстаппена.
К слову будет отметить, в нынешнем пелотоне еще два пилота вполне могут считать себя «земляками» для бельгийцев. Оказывается, что и у канадца Лэнса Стролла, и у британца Ландо Норриса мамы-бельгийки.
До начала гонки остается считанные минуты. Трансляция начнется в 15:50 по минскому времени.